воскресенье, 27 января 2019 г.

"Седьмая муза" или где остальные шесть, а?

Для одних Испания - это коррида. Для других - сомбреро, гитара и одухотворенные мачо на нагретых мраморных плитах вечернего ресторана. Для третьих - вообще кровавые инквизиторские застенки.

А для меня это - непохожие на своих голливудских коллег режиссеры фильмов ужасов и безумная надежда на достойную экранизацию Лавкрафта.

Берем паэлью, лепешки тако, наливаем сангрию, и прошу за мной, в уголок темного фламенко, пугаться будем. Тут царство дель Торо, тут фавны бродят.



Два года назад режиссер Жауме Балагеро экранизировал роман Хосе Карлоса Сомозы "Дама номер 13" в своем фильме "Муза смерти". Фильм, в основе которого лежит идея вдохновения, искусства, а главный герой является писателем, я, понятное дело, пропустить не могла.

С первых секунд - сцена, в которой профессор литературы цитирует Данте. Последующий визуальный ряд титров отлично соотносится с самой "Божественной комедией", однако, как ни странно, сам сюжет довольно далек от дьявольско-божественной темы.





Суть фильма такова: после трагической кончины своей девушки главный герой начинает видеть странные сны, в которых жестоко убивают женщину в совершенно незнакомом для героя месте. Эти сны впоследствии оказываются не кошмаром, а настоящими видениями, которые он, кроме всего прочего, видит не один, а вместе с таинственной девушкой. Он отправляется в дом, где было совершено преступление, и в потайной комнате находит предмет, похожий на яйцо с тайными письменами на нем.

Попытки расшифровать находку приводят его к шокирующему открытию: всех великих поэтов ДЕЙСТВИТЕЛЬНО посещали музы. Эти музы - зловещие и таинственные полудухи, которые, вдохновляя творцов, одновременно уничтожая неугодных им. На мертвых телах при этом остаются вырезанные строки стихотворений. При помощи текстов они могут убить, вдохновить, оживить и лишить памяти.

Дальнейший сюжет раскрывать не буду, если решитесь посмотреть, вас ожидают несколько довольно резких поворотов.

Что в фильме понравилось: визуальная составляющая и вся эта литературщина, сквозящая фоном. Упоминания великих, постоянный поиск ответов в древних текстах немного напомнили знаменитую серию Дэна Брауна. В общем, хочешь себе филологического осла - помани его книжной морковью.

Игра актеров удобоварима, хотя, читая отзывы, я поразилась, сколько же людей ругало именно этот аспект. Скажем так, происходящее на экране вполне читается в лицах и выражениях глаз персонажей, мне придраться было не к чему.

Что же мне НЕ понравилось: видение режиссером сюжета. Сейчас поясню.

Просмотр фильма чем-то напомнил мне прочтение первой части "Голодных игр": автор там размахнулась на антиутопию с привлечением древнегреческого мифа о Минотавре, а вышла романтическая история подростка-бунтаря.

С "Музой" так же. Фон стоит карточным домиком, но из-за перспективы кино зритель видит, насколько непрочна система. Я скачала себе книгу - а вдруг, как это часто встречается, глубину книги просто не передать? Читать ее я буду (как руки дойдут), но подавляющее большинство рецензий говорят, что проблема тянется именно с оригинального текста.

Муз семь, но на экране более-менее представлены четыре (или пять?). Тема великих гениев не раскрыта - были ли они обласканы музами, или же страдали? Почему на телах неугодных отображаются только стихотворения английских классиков? Есть ли связь муз и Древней Греции?

Короче, вопросы есть, и имя им - Легион. Надеюсь, книга ответит хоть на треть из них. Кстати, там муз не семь, а аж тринадцать (отсылка на Тайную Вечерю?)

Мой вердикт - четыре круга ада из девяти. Похоже на яйцо Фаберже к каком-то смысле - красиво, но внутри будет что-то только в том случае, если сам туда это положишь.

Напоследок хочу оставить здесь ту самую цитату из "Комедии", что была в фильме, уж больно красиво (автор, перечитай Данте, а):

Я УВОЖУ К ОТВЕРЖЕННЫМ СЕЛЕНЬЯМ, 
Я УВОЖУ СКВОЗЬ ВЕКОВЕЧНЫЙ СТОН, 
Я УВОЖУ К ПОГИБШИМ ПОКОЛЕНЬЯМ. 

БЫЛ ПРАВДОЮ МОЙ ЗОДЧИЙ ВДОХНОВЛЕН: 
Я ВЫСШЕЙ СИЛОЙ, ПОЛНОТОЙ ВСЕЗНАНЬЯ 
И ПЕРВОЮ ЛЮБОВЬЮ СОТВОРЕН. 

ДРЕВНЕЙ МЕНЯ ЛИШЬ ВЕЧНЫЕ СОЗДАНЬЯ, 
И С ВЕЧНОСТЬЮ ПРЕБУДУ НАРАВНЕ. 
ВХОДЯЩИЕ, ОСТАВЬТЕ УПОВАНЬЯ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий