вторник, 14 января 2020 г.

Как был снят "Джокер". История длиной в палитру

Ну что же, ребята. Думаю, "Джокера" уже посмотрели все (даже ваш покорный автор с его невменяемым списком на почитать/посмотреть). Наверняка все уже тысячу раз загуглили тэги "значение", "концовка" и открыли заманчивые статьи а-ля "13 деталей, которые вы пропустили".

Пришло время и мне расчехлить свои наблюдения. Проходите, садитесь, в лужи крови и грима не вступите, тут у нас аншлаг.


Многие, выходя из кинотеатра, говорили, что фильм ужасный, мрачный и тяжелый. При этом стоит отметить, что особую телесную жестокость на экраны не выносили - планка Игры Престолов не поднята. Так что гнетущее впечатление было достигнуто не столько путем того, ЧТО нам показывают, а тем, КАК это показывают.

Вот тут-то и стоит обратиться к дьяволу, который, как известно, кроется в деталях. Есть фильмы, которые работают постановкой кадра (как у Тарантино), или музыкой ("Неоновый демон", будь он неладен), или цветом (сказочное "Зпределье"). Наш пациент из последних. Цвета в ленте обладают особым значением, поэтому давайте рассмотрим поближе, какие же гаммы преобладают.

Спектра в фильме всего три: синий, желтый и красный.

Начальные кадры уже рисуют общую картину, дают понять, с чем зритель имеет дело:


Сине-серое помещение, голубоватый свет из окна, тусклые цвета. Синий - это всегда цвет тоски, депрессии, чего-то глубокого, способного затянуть в свои недра и погубить. Посмотрим, как представлен нам дом главного героя:


Мы знаем, какую роль в фильме играет мать Артура Флека. Классический пример психоанализа - демонизированная женская сущность, погубившая свое чадо. Сосущая и зовущая пустота - тот ад, из которого выполз наш герой... который, кстати, в начале фильма выглядит так:

Грязно-желтая жилетка, которая намекает на его болезнь. Желтый - цвет сумасшествия, которого с течением времени становится все больше и больше:


И что самое страшное, у героя нет никакой альтернативы. Весь мир вокруг него - либо желтое, либо синее, даже сам Готэм-Сити синий и безжизненный. Артур Флек отчаянно хочет вырваться из своего родного порочного круга, и жизнь идем ему навстречу, добавляя красок:


В его мир ярким пламенем врывает злость и человеческая жестокость, в которую он пока еще не готов верить, а поэтому сражается с ней своим способом, пусть и странным (смотрим на уже ярко-желтый жилет). Но социум начинает захватывать, сначала незаметно (грим):


А потом происходит решающая схватка внутри самого героя, где ему нужно выбрать "сторону", которая определит его сущность. Артур Флек приходит в больницу  за историей болезни своей матери, еще не подозревая, какой сюрприз его ожидает. Безумие пустило в нем корни (посмотрите на эти желтые стены психбольницы), но он хочет найти оправдание светлой памяти матери, видя в работнике регистратуры того проводника, что вернет его обратно в его меланхоличный мир (серая форма и синие ящики).


Но происходит первая ступень инициации Артура как Джокера:


История болезни матери разрушает все возможные основы. Если нельзя положиться на собственные корни, если все, что ты знаешь - только ложь, а тебя окружает злость, насмешки и непонимание, но ты находишь в себе силы противостоять... что есть твое противостояние? Против кого ты сражаешься?

Принимая себя нового, Артур (уже Джокер) исполняет ритуальный танец инициации, принимая и ... вбирая в себя все: и старое, и новое. О нем не было бы фильма, если бы он просто выбрал одну из сторон. Но он - это и грусть, и безумие, и злость.


И мы видим Джокера, который сам - как взведенный курок:


Он найдет свою аудиторию. Таких же покинутых и сломленных. Он, как химера бессознательного, пожрет всех сомневающихся и оставит после себя только бесцветный пепел. Но сначала все будет красным. И красивым.



Вот такой вот у нас Джокер. По меньшей мере неоднозначный. Честно говоря, я немного расстроюсь, если будет сиквел. Ведь продолжить прочерченную в фильме 2019 года линию будет сложно.

Ведь конец уже написан. И мы даже знаем, как.


Комментариев нет:

Отправить комментарий