воскресенье, 9 февраля 2020 г.

"Паразиты" Пон Чжун Хо. Фильм, к которому мы еще не готовы

Уже завтра состоится церемония вручения Оскара, поэтому я решила внести свою лепту и рассказать о фильме, который, по моему мнению, наиболее достоин награды за лучший фильм... но он его не получит. Не обскачет "Джокера", о котором я говорила в предыдущем посте пару недель назад.
Проходите на аромат кимчи, рассаживайтесь, сегодня мы минималисты - никогда не знаешь, на каком стуле сидишь, уж лучше и вовсе без него.

Азиатский кинематограф, как и весь Восток, дело очень тонкое. Ваш покорный автор нежно любит классические южнокорейский фильмы ужасов, но советовать не станет. Не справитесь :)

Лет так пять назад, помимо популярных в особых кругах дорам, Южная Корея стала выпускать фильмы, ориентированные на Запад. Особыми жемчужинами я бы назвала зомби-хоррор "Поезд в Пусан" и сериал "Царство" от Нетфликс (опять же о зомби). И как это уже случилось с более воинственной товаркой, Японией, симбиоз породил нечто уникальное. Когда Восток соединяется с Западом, происходят поистине удивительные вещи.

Думаете, к чему это лирическое отступление? Сейчас расскажу, но для начала кратко обрисую фабулу "Паразитов": бедствующая, но очень находчивая семья, находясь в отчаянном положении, по счастливой случайности находит богатую, но очень наивную семью, к которой они и присасываются, как настоящие паразиты.

Небольшое отступление - о том, кто же тут паразиты на самом деле, мы еще поговорим.

В сети вы можете найти несколько занимательных статей о роли вертикальных линий и лестниц в картине и об особенностях операторской работы. Именно поэтому я не буду на этом останавливаться, а просто прикреплю ссылку. Остановиться же я хочу на иных деталях, а именно:

1) Картина Пон Чжун Хо - это своеобразный оммаж на "Машину Времени" Герберта Уэллса. Если вкратце, то в романе показывается "дивный новый мир" будущего, где все население планеты делится на две расы - элоев и морлоков. Главный герой, попадая к элоям - богатым, счастливым, красивым и наивным существам - изначально восторгается ими и наслаждается жизнью, покуда не понимает, что они слишком недоразвиты и дегенеративны для него, так как им более не нужно работать и выживать. Помимо того, он то и дело слышит от них ужасные истории о морлоках - подземных чудовищах, которые питаются элоями. По сюжету книги герой после попадает к морлокам и видит, что они не чудовища, а нечто сродни гномам Роберта Сальваторе - работяги-альбиносы, ушедшие с поверхности земли и занимающиеся исключительно наукой и техникой.



Элои не могут существовать без морлоков, потому что те обеспечивают им уровень жизни, необходимый для их существования. Морлоки не могут жить без элоев, потому что они - источник их пропитания.

И кто, скажите мне на милость, из них паразитирует?

Никто. Этот жуткий гипертрофированный симбиоз и показывает нам через азиатскую призму мышления Пон Чжун Хо.

2) Вторая вещь, на которую я бы хотела обратить внимание - это побочная сюжетная линия о семье (муже) экономки, прячущемся в подвале и буквально "работающим" как электричество. Да, конечно, герой откровенно безумен, но давайте не раздавать диагнозы направо и налево, а попытаемся понять, для чего нужно было показать этот элемент.

Узрим же капиталистическую истину - основной массой денег управляет всего лишь 1% населения Земли. Именно этот процент заботится о Земле настолько, что пьет только талую волу ледников из Норвегии, кушает на завтрак авокадо, а не убиенную плоть птицы из клетушек и разделяет мусор, чтобы бедняки делились на тех, кто живет в картоне, и тех, кто живет в металле.

Оговорочка - я не считаю, что экологический кризис - это выдумка. Первая в лицо тому плюну, кто так скажет.

Я говорю о тех, кто слеп. Слеп и откровенно наивен, как уэллсовские элои. Заказывать воду из Норвегии в Корею - это не сохранять чистую воду родной страны, это оставлять углеродный след, какой не оставит семья бедняков за всю жизнь. Пить эспрессо - забыть о тех, кто гнет спины на плантациях за пару центов в час.



И "смарт"-дом, включающий и выключающий свет всюду, где ступает нога элоя, вполне может скрывать в себе пару безумцев, вся жизнь которых проходит в надежде увидеть свет лица господина... а тут мы подходим к следующему пункту.

3) Не стоит забывать, что фильм корейский, а значит, стоит учитывать культурно-социальный фон самой картины. С чем у нас ассоциируется Азия? Правильно, с запредельной вежливостью и чеканным кодексом поведения. Строгая иерархия, смерть от переработки, патриархальная жесткая структура. Почти индийские касты, но только все это тонко, неуловимо, социально.

Как бы не старался "водитель", он не станет ровней "господину", более того - сама мысль это какая-то неправильная, не азиатская, не вежливая. "Умный дом" - вон он, гиперболизированный идеал работника, верного в болезни и в здравии, в жизни и, возможно, даже после смерти. А поступок "водителя", породивший с добрый десяток видео на Ютубе с объяснением концовки - ни что иное, как жесткая, прямо-таки махровая критика на современные реалии Кореи, которые, как мохнатый налет пыли на костях динозавра в музее - и стряхнуть пора, но и страх гложет, что все рассыплется.

4) Ну и напоследок уж очень чешутся руки у вашего покорного автора. Что же значит камень?


Как по мне, именно здесь не стоит уходить в философию слишком глубоко. Нежданно свалившийся на голову успех - он как камень: красивый, непонятный, но может убить. И как приходит не заработанное, а полученное, так и уходит само по себе.

Мой вердикт - десять камней из десяти. Но, как я уже и говорила в начале, "Джокера" не победит. Западный зритель еще не настолько мультикультурен, чтобы оценить все блики на гранях этого камня. Да, ка Каннах в 2019 он победил, на любом фестивальном конкурсе тоже продыху не даст, но на конкурсе, где люди оценили "Черную Пантеру"... фи! Вот уж воистину бисер перед свиньями.



Комментариев нет:

Отправить комментарий