Сериал посмотрела давненько, но облечь мысли в удобоваримую вербальную форму удалось сравнительно недавно. Для начала скажу прямо - тот, кто назвал этот сериал комедией, должен прямо сейчас встать и выйти. В сад.
А остальные проходите, садитесь, можно не бояться - все зеркала простынями завешены. Чтоб никто ненароком в себя не посмотрел.
Итак, что мы имеем. Начнем в лучших традициях искусствоведения - с фабулы, а точнее, с сюжета (фабула у нас - события в той последовательности, как нам показывают, сюжет же всегда хронологичен).
Нам показывают семейную пару, которые "доросли" до той фазы, когда говорят, что быт заел. Грубо говоря, за пару месяцев/лет до развода. Она - недовольная на весь свет, зацикленная в своих переживаниях красивая женщина, он - невротик, не видящий перед собственным носом. Невроз нашего главного героя, его нежелание видеть свои проблемы и абсолютное неумение взять свою жизнь в свои руки и доводят его до того, что он принимает сомнительное предложение по "улучшению" себя. Проще говоря, ему предлагают волшебную терапию, в следствие которой он станет лучшей версией самого себя. И все как бы идеально.
...если бы он только потом не проснулся похороненный в лесу и не понял, что его клонировали и "поменяли" с оригиналом. С этого момента он, не способный убить самого себя, учится жить с лучшей версией себя, которая его, выражусь честно и грубо, до усрачки бесит.
Хорошая история. Взяли одну остросоциальную проблему за и завернули в хромированно-блестящую оболочку старой доброй научной фантастики. Но сегодня я хочу поговорить не о мотивах, метафорах и образах, а затронуть чумной бубон.
Депрессивные состояния. Неврозы. Нежелание видеть у себя проблемы. Психотерапия (которую в сериале превратили в подобие кабинета тайского массажа).
Знаете, все люди откровенно трусливы. И чего они боятся больше всего - услышать правду, к которой не готовы. Понять, что мир, тщательно выпестованный у себя в голове, фальшивый. Понять, что совершили ошибку - и не сейчас или недавно, а годы и десятилетия назад, когда выбирали, по какому чертежу строить дом, называемый жизнью.
Каково это - видеть того, кем ты мог бы быть, но не стал? Мы так боимся потерять, пропустить ту единственную жизнь, что у нас есть, что, когда видим альтернативу, чаще всего просто пытаемся ее уничтожить. Не было такого, нет, что вы, и вообще, это жизнь виновата, коллеги плохие, все водолазы, а я Д'Артаньян.
Главный герой видит, что все вокруг - и жена, и коллеги - предпочитают ему улучшенную версию. Казалось бы, что в этом странного? Но нет, он заявляет, что успех - всего лишь мишура, а его истинное "Я" - то, кем он является. Неудачник, рохля и тряпка. Маленький человек.
Почему? Он выбирает позицию жертвы, ту, где "мне все должны". Психологи говорят, что любое расстройство можно побороть, если пациент согласен сотрудничать. Но очень часто, помимо минусов (осязаемых и понятных), проблемы приносят также и плюсы. Посмотрите, что приносит жизнь рохли? Уют - да. Расслабленность - да. Ненапряжность - черт возьми, да.
Зона комфорта. Страшнее слова просто нет. Но комфорт - это отсутствие прогресса. Если на тренировке у вас не наворачиваются на глаза слезы, а наутро нет ощущения, что из костей сделали бульон - тренировка не пошла впрок.
Если главный герой расслабился настолько, что перестал уважать просьбу жены не класть ключи на комод - то что тут удивительного, что спустя многие годы именно комод стал символом раздора?
Разруха, как говорил профессор Преображенский, начинается в клозетах. Потому что именно там находится зона максимального удобства. А удобство начинается там, где над человеком не довлеет общество. И, обрастая футляром, человек тихо и незаметно растит свой панцирь, чтобы однажды утром, проснувшись от беспокойного сна, обнаружить, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.
Итак, мой вердикт сериалу - десять зеркал из десяти. И смотреть в них страшно.
Но надо.
А остальные проходите, садитесь, можно не бояться - все зеркала простынями завешены. Чтоб никто ненароком в себя не посмотрел.
Итак, что мы имеем. Начнем в лучших традициях искусствоведения - с фабулы, а точнее, с сюжета (фабула у нас - события в той последовательности, как нам показывают, сюжет же всегда хронологичен).
Нам показывают семейную пару, которые "доросли" до той фазы, когда говорят, что быт заел. Грубо говоря, за пару месяцев/лет до развода. Она - недовольная на весь свет, зацикленная в своих переживаниях красивая женщина, он - невротик, не видящий перед собственным носом. Невроз нашего главного героя, его нежелание видеть свои проблемы и абсолютное неумение взять свою жизнь в свои руки и доводят его до того, что он принимает сомнительное предложение по "улучшению" себя. Проще говоря, ему предлагают волшебную терапию, в следствие которой он станет лучшей версией самого себя. И все как бы идеально.
...если бы он только потом не проснулся похороненный в лесу и не понял, что его клонировали и "поменяли" с оригиналом. С этого момента он, не способный убить самого себя, учится жить с лучшей версией себя, которая его, выражусь честно и грубо, до усрачки бесит.
Хорошая история. Взяли одну остросоциальную проблему за и завернули в хромированно-блестящую оболочку старой доброй научной фантастики. Но сегодня я хочу поговорить не о мотивах, метафорах и образах, а затронуть чумной бубон.
Депрессивные состояния. Неврозы. Нежелание видеть у себя проблемы. Психотерапия (которую в сериале превратили в подобие кабинета тайского массажа).
Знаете, все люди откровенно трусливы. И чего они боятся больше всего - услышать правду, к которой не готовы. Понять, что мир, тщательно выпестованный у себя в голове, фальшивый. Понять, что совершили ошибку - и не сейчас или недавно, а годы и десятилетия назад, когда выбирали, по какому чертежу строить дом, называемый жизнью.
Каково это - видеть того, кем ты мог бы быть, но не стал? Мы так боимся потерять, пропустить ту единственную жизнь, что у нас есть, что, когда видим альтернативу, чаще всего просто пытаемся ее уничтожить. Не было такого, нет, что вы, и вообще, это жизнь виновата, коллеги плохие, все водолазы, а я Д'Артаньян.
Главный герой видит, что все вокруг - и жена, и коллеги - предпочитают ему улучшенную версию. Казалось бы, что в этом странного? Но нет, он заявляет, что успех - всего лишь мишура, а его истинное "Я" - то, кем он является. Неудачник, рохля и тряпка. Маленький человек.
Почему? Он выбирает позицию жертвы, ту, где "мне все должны". Психологи говорят, что любое расстройство можно побороть, если пациент согласен сотрудничать. Но очень часто, помимо минусов (осязаемых и понятных), проблемы приносят также и плюсы. Посмотрите, что приносит жизнь рохли? Уют - да. Расслабленность - да. Ненапряжность - черт возьми, да.
Зона комфорта. Страшнее слова просто нет. Но комфорт - это отсутствие прогресса. Если на тренировке у вас не наворачиваются на глаза слезы, а наутро нет ощущения, что из костей сделали бульон - тренировка не пошла впрок.
Если главный герой расслабился настолько, что перестал уважать просьбу жены не класть ключи на комод - то что тут удивительного, что спустя многие годы именно комод стал символом раздора?
Разруха, как говорил профессор Преображенский, начинается в клозетах. Потому что именно там находится зона максимального удобства. А удобство начинается там, где над человеком не довлеет общество. И, обрастая футляром, человек тихо и незаметно растит свой панцирь, чтобы однажды утром, проснувшись от беспокойного сна, обнаружить, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.
Итак, мой вердикт сериалу - десять зеркал из десяти. И смотреть в них страшно.
Но надо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий