четверг, 28 июня 2018 г.

Патрик Мелроуз, за что ж тебя так? (Спойлеры)

Наткнулась я в сети несколько недель назад на преинтереснейшую вещь, а именно, новый сериал с Бенедиктом Камбербетчем в главной роли (и Хьюго "Элронд" Уивингом на втором плане). Ну, думаю, мимо такого грех не пройти. Ну а дальше как в той шутке - "давай, говорили они, будет весело, говорили они".

Кинопоиск нам обещает:
Патрик Мелроуз — плейбой, аристократ и алкоголик. Несмотря на деньги, жизнь Патрика сложно назвать легкой и безмятежной. Все детство ему пришлось терпеть жестокое отношение отца, пока мать предпочитала не вмешиваться. Подросший Патрик находит в себе силы пробраться в высший свет, но вместе с этим начинается его путь к саморазрушению.
Скажу сразу - сериал при своей идеальной картинке ужасно статичен и неспешен (это комплимент от меня, как от любителя артхауса). Людям, ищущим экшн и лишенным эмпатии он строго противопоказан.

Ну а любители хватануть стекла и пострадать - прошу дальше.


Возможно, я как всегда слишком много думаю, но в моем мозгу сложился такой паззл: британцы + элита + плейбой/аристократ/высокоактивный социопат = отличная иронично-саркастичная комедия, возможно даже черная. Тому виной еще и постер:


Приготовилась поднимать себе настроение. А получила нервный срыв это:



Это история не в духе "Страха и ненависти в Лас-Вегасе". Это история об изломанном человеке, которого не излечить. От слова совсем. Картина показывает - никакие психотерапии, кружки поддержки, вещества или попытки чем-то заняться не способны склеить трещины на той чашке, что треснула со всех сторон.

Честно, смотреть было тяжело, хоть там и всего пять серий по часу.

Первое, о чем стоит задуматься, так этот тот факт, что главный герой - Патрик Мелроуз - является своеобразным альтер-эго автора книги, которая была адаптирована под сценарий.

В детстве Патрик пережил сексуальные домогательства со стороны родного отца, что уже пошатнуло его психику. Самым страшным оказалось полное равнодушие со стороны матери, которая после замужества стала жить на снотворных и алкоголе, создавая этим самым щит от токсичных отношений. К сожалению, этот щит был дырявым. Чего стоит этот диалог матери и сына в конце:
- Те годы, что мы жили в домике во Франции... Отец... насиловал меня.
- Меня тоже.
 Что скрывалось за этими словами? Равнодушие? Обесценивание душевной боли, если она не своя? Или взлелеивание собственных проблем? Может, все сразу. Мой радар эмпатии зашкалил, заискрил и сломался, оставив разболтанные пружинки, и я во время просмотра превратилась в бессвязно сыплющее междометиями существо.

У Патрика Мелроуза две стадии:
1.   "зачем мне окно, если из него нельзя выброситься?"
2.   "наконец после смерти моего второго родителя я чувствую себя полноценным".

Патрик воспринимает внезапную смерть отца как своеобразный праздник, эдакую макабрическую вечеринку. Смерть матери он не ждет, но знает о ее неминуемости - последние годы она была прикована к постели. И хоть в нем живет старая боль, он по своему, возможно совсем чуть-чуть, но любит ее, женщину, которую о считал матерью. Самое интересное - это его реакция на смерть Николаса, друга отца. Он был последним звеном, держащим мост меж прошлым и настоящим. Когда он умер, мост обрушился, и более не было никого из живых, кто мог бы стать объектом для физической ненависти, никого, кого можно было бы винить. Что же удивляться, что именно последняя смерть подкосила Патрика и вынудила его вернуться к терапии и позвонить оставленной жене?

Второстепенные герои этого сериала заслуживают не меньшего внимания, что и сам Патрик Мелроуз, но я остановлюсь только на одном - на жене Патрика.

Человек-функция, вот как я ее воспринимаю. Она хорошая и любящая, но... посудите сами, разве может хоть что-то спасти Патрика? Возможна некая стабильность, но исцеления не будет. Будь с ним кто-то столь же покореженный, это закончилось бы в стиле Сида и Нэнси. А в случае, когда один из патрнеров полноценен и здоров, возможны лишь отношения нож-подушка. Как ни печально. Если же отношения "исцеляют", то мы имеем дело не с тем типом. То, о чем я говорю, касается только тех, у кого... нет пути назад.

Атмосфера этого сериала болезненна настолько, что вся литература девятнадцатого века с ее упадническими настроениями, легким душком сифилиса и общей нервозностью нервно курит свои опиумные трубки в сторонке.

Запах гниющих фиговых плодов жарким прованским летом окутывают зрителя, он может различить гудение пушистых ос, услышать скрип половиц в старом поместье - и это самое малое, что ожидает вас при просмотре.

Этот сериал является прекрасным и четким ответом для тех, кто считает, что человек богатый, с крепким здоровьем и имеющий четыре конечности, не имеет права страдать. Никто не знает пределов чужой психики. Никто не знает, что кроется за внешним лоском.

Любой, кто назовет этот сериал сериалом про загнивающую элиту, сильно ошибется. это история для тех, кто считает, что благополучие человека - это его счет, количество рук-ног и отсутствие диагнозов в карте. А это не так. Сцены, когда с Патриком Мелроузом разговаривает сначала его подруга, пережившая развод, а затем простой таксист, заявляющий, что прекрасно понимает, что с ним такое, наглядно поясняют - не только ужасы детства могут породить то, что породили. Причины могут быть совершенно разными, и никому из нас не позволено думать, что только наши страдания имеют смысл, а остальные "не понимают".

Напоследок хотелось бы сказать одну-единственную вещь.

Советы из ряда "Не грусти/будь позитивней/найди работу" давать нельзя. Повторюсь - никто не знает чужих пределов. Потому что это какие-то другие, эфемерные материи, вросшие в дерево не на уровне корней, а как омела на верхних ветках. Не поймешь, откуда паразит.

Возвращаясь к самому началу, скажу - несмотря на совершенно другие ожидания, сериал понравился. Десять осколков из десяти по шкале душевной боли.

А от каких картин вы пережили наисильнейший катарсис?

Комментариев нет:

Отправить комментарий