суббота, 30 июня 2018 г.

О писательстве и образовании (ACHTUNG - присутствует едкая самоирония и советы за жизнь)

Захотелось мне рассказать о том, как я пришла к тому, что пишу.

Картинка взята из манхвы "Итог/End"

Зависть к маститым писателям глодала меня с детства. Погружаясь к выдуманные миры, на задворках сознания всегда маячила старуха в розовенькой ночной рубашке с рюшиками. Нет, не та. Это была моя Леди Зависть, графиня Аячехужечтоли-мэнора. Ух, суровая дама, скажу я вам. Чую, ей тут будет посвящена немалая часть записей.

И вот оно, мое золотое яйцо, кощеева смерть - в свои лет 5-6 я гордо заявила, что буду писателем. Надеюсь, я тогда уже не шепелявила, а то шепелявый писатель - это же футуризм какой-то, не к ночи будет помянут, свят-свят.

И как-то все затихло, не разволновавшись. Нет, я писала какие-то истории с Мэри-Сью в главной роли, попавшей в иной мир и оказавшейся четвероюродной племянницей эльфийского короля... но это все серия "Армада" и мой литературный вкус жука-короеда. My guilty pleasure, though.

Творческая часть покоилась в недрах моей личности, убаюканная непрекращающейся борьбой моего Суперэго и Ид (если вам вдруг незнакомо это, то не спешите гуглить, просто остановитесь и порадуйтесь тому, какой вы цельный и не обремененный тревогами человек). Может, она бы никуда и не вышла, но случилось то, что случилось, а именно - я поступила на филфак.

Даю время на шутки о гуманитариях, филодевах и ололологах. Кто посмеялся - идем дальше. Кто нет, я жду, не торопитесь :)


Первые мои тексты почти сразу же понравились знакомым. Важная ремарка - все помним, где я училась и что за контингент там преобладает. Но я о другом.

Первые работы (я их буду выкладывать с течением времени) представляли собой сублимацию насильственного вторжения учебного процесса в юные неокрепшие умы. Здесь важно сказать, что я рассматриваю все ступени образовательного процесса как непрекращающееся вмешательство в естественный процесс самосовершенствования. Другая сторона вопроса, конечно же, это способность человека свободно мыслить и осознавать необходимость этого самого самосовершенствования. Ясно же, что у индивида от 6 до 14-16 лет эта сознательность развита слабо или не развита вообще. Я считаю, что по достижению какого-то предела или этапа дальнейшее насилие над мозгом извне спокойно может замещаться усилиями, подобными таковым у спортсменов. То есть хочешь, не хочешь, а на тренировку пора.

Закончив бакалаврат, получив диплом специалиста (не буду уточнять, какого), я, оказавшись на распутье "взрослой" жизни, не нашла ничего лучшего, кроме как впасть в старческий маразм совершить "финт Уробороса". То есть я сыграла роль "я ничего не хочу решать, наша песня хороша, начинай сначала", снова поступив на бакалаврат. И вот тут я столкнулась с той самой проблемой самосознания. То есть мой мозг внутренне протестует, донося прописную истину, что околоисторический предмет, имеющий в обхвате пару тысяч лет, запакованный в 10-12 лекций, в голове оставит только неприятный осадок, после которого люди, закончившие искусствоведение и впервые попав в Третьяковку, обычно говорят:
- О! Это же это!
Мозг протестует, напоминает, что самообучение еще никто не отменял, а сроки сессии горят, как некоторые части тел школьников, играющих в онлайн-игры.

Но я отвлеклась. Сильно, так что I beg your pardon, messieurs et mesdames.

Итак, мои первые работы были ужасно филологичны, содержали цитаты из великих на каждом из планов бытия и затрагивали спектр тем от экзистенциальных до нравственно-эстетических. Честно говоря, перечитывая их, мне иногда хочется ностальгически всплакнуть, покрасить волосы в черно-розовый и укатить на скейте в мой 2007.

Но то, что мои (или ваши) тексты настолько сочны, отнюдь не значит, что их будут читать. Если это маленький сильный отрывок или стих - это хорошая утоптанная тропинка к успеху. Ну а если это размышления героя о том, как его тошнит от реальности в разных синонимических конструкциях - это уже было. УЖЕ БЫЛО. И хватит, поверьте человеку, который когда-то подавился Сартром и сейчас собирается продраться сквозь эти джунгли с новым багажом знаний. Хорошая памятка:
Не нужно быть вторым Толкином, чтобы стать гением. Будь собой.
Не помню, кому принадлежит фраза, но она однозначно полезна для подкорки.

Сейчас я имею в своей читательской аудитории число, вполне подходящее для того, чтобы в нем не запутался филолог.  И основной костяк - это древнее славянско-языческое число 3. Для квеста к Одинокой горе не подходит, но в быту явление довольно полезное.

Итак, моя тройка, построимся: кандидат филологических наук, студент-второкурсник факультета административного права, несостоявшийся филолог, но тайный гений скриптов и заклинатель железа, в жизни - информатик. Замечательное трио как костяк какой-нибудь фэнтезийной сказки для людей разных схем, кстати. Кто возьмет на заметку - потом отпишитесь, хотелось бы почитать :)

Естественно и ожидаемо то, что вкусы и критерии оценки у всех разные. Информатику важен сюжет и то, как мои герои выпутаются оттуда, куда их засунул автор. При этом эмоциональная составляющая текста и глубина философской мысли (если она имеется) идет третьим планом если вообще идет. Студент-юрист ищет сильные характеры (потому что кто из нас не искал в каждой книге зеркало для себя или других), здоровую долю юмора и поменьше совпадений (за причинно-следственную связь я получила уже немало пинков... и пришлось переписывать). Сюжет важен, эмоции понятны. Корифей-филолог отведет мне место на литературной полке и скажет, в каком моменте просел жанр, или, допустим, что я, не в силах решить, что же писать, щедро всыпала переживаний в бойкий сюжет, где это было особо не нужно.

А к чему я веду? К тому, что если ваш текст нравится только маме/бабушке, то тут есть несколько вариантов:
- они любят вас и только вас (что не есть плохо);
- им правда понравилось (задумайтесь, как типировать вашу семью и какой вид читателя в будущем может у вас быть).

Мне повезло иметь три ОЧЕНЬ разные точки зрения. Однажды я писала о священнике, жившем при падении Гранадского эмирата (конец 15 века), и слишком сильно ушла в историческую матчасть и страдания героя. Ну, типа:
- Автор искал, учил, страдал, читатель тоже будет! (с) я
Не надо так.

На должном уровне (за язык и описательность) меня похвалил только корифей литературоведения, остальные прострадали, стерли коренные зубы в порошок и натужно улыбнулись. Я, конечно, носилась в истериках и с истинно гамлетовским " Никто меня не понимает!", но потом сдулась, кивнула и намотала на ус.

С течением времени меня не раз посещала мысль, что мои тексты стали более примитивны, но я научилась смотреть на это иначе. Точнее - да. Они БЫЛИ примитивны. Отказавшись от эмоциональной составляющей, я стала концентрироваться на сюжете, что порождало сухой, "вархаммеровский" текст (да поймут меня читавшие эту серию). Но это было только вначале.

С октября 2017 я пообещала себе писать регулярно (в идеале - ежедневно), что увенчалось несколькими наградами как финалиста конкурсов. Курочка по зернышку да и сыта будет, как говорит мой дедушка.

Со временем я научилась совмещать и внутреннее зрение героя, и его мысли, и внешнее действие. Конечно, не обходится без казусов, как вот:
Я: - Слушай, а какова вероятность того, что герой, за которым погоня, прыгнет из окна замка, упадет в траву и там начнет страдать?
Ч (Читатель): - Нулевая.
Я: - А у меня он уже страницу думает и плачет.
Ч: *непередаваемый взгляд* 

Но все мы люди, все мы ошибаемся, а большинство из нас умеет делать выводы. Неправильное мнение - это всегда очень интересный персонаж, имейте в виду. Возможно, стоит слепить его из вас самих. Конечно, потом со стороны может стать стыдно, но ведь... "любые совпадения случайны", а работа над собой может сделать вас популярным и даже - три раза постучу по голове - успешно продаваемым писателем.

В общем, советы от пока еще незрелого, но судорожно растягивающего свой скилл на дыбе автора подошли к концу, но этот список все еще открыт.

Расскажите о своих писательских курьезах, опыте с образованием. Критика меня приветствуется, ибо...
Здесь всегда время пить чай. (с)
Откуда цитата?  :)






















Комментариев нет:

Отправить комментарий