четверг, 15 ноября 2018 г.

О куртизанках, матерях и самореализации. Два сериала о женщинах

Пришло время снова вещать о сериалах, но сначала присказка. Пару лет назад мы с моим другом искали приключений. Он обмолвился, что в нашем городе есть мини-версия голландской улицы красных фонарей. Мы туда пошли... и очень быстро ушли. Не задалось как-то. Это очень в природе человека, внутреннее деление на "хочу" и "нельзя", вполне достойное того, чтобы называться моисеевским.

Дядя Фрейд говорит, что за это ответственны Суперэго и Ид - нормы и животное желание. Маркетологи же показывают, что на почве древней войны человеческих метаний можно создать неплохо потребляемый продукт. Культурологи же просто запасаются блокнотами, чтобы потом анализировать, обсуждать и писать статьи. Я же просто приглашаю пройти за мной и послушать о двух исторических сериалах, рассказывающих о женщинах, а точнее - о тенистых госпожах, о которых говорят не иначе как в полумраке и прикрывшись веером.





Тема продажной любви как сами продажные женщины - запретная, слегка стыдная, но тем не менее хочется "хоть одним глазком, ну". Когда-то мне очень понравился фильм Бертрана Бонелло "Дом терпимости", и поэтому вышедший в 2017 году сериал "Куртизанки" я не обделила своим вниманием.


Честно говоря, не знаю, чего я от него ожидала. Наверное, платьев, музыки, запретного флера и британского юмора. Как ни крути, современный кинематограф (да и кинематограф вообще) приучил нас к хлебу и зрелищам.

Открываются двери дома утех весьма жестко - Маргарет Уэсли, хозяйка борделя, готовит свою дочь к вступлению в профессию. Дочь, понятное дело, этому не рада. Но стоило мне закатить глаза к потолку и посетовать на то, что нам расскажут очередную историю "из грязи в князи" с последующим побегом в лучшую жизнь, как... я прикусила язык. Дочурка оказалась умна, расчетлива, да - свободолюбива, но... воспитана в духе своего времени. Она родилась в борделе и там же выросла, поэтому свою жизнь строит по тому же самому принципу, по которому в этом доме выложен каждый камешек.

Сериал достаточно динамичен, достаточно правдив и оставляет после себя хорошее впечатление. За что я даю ему бонусный плюс - так это за то, что ни одна из животрепещущих тем не вогнута педалью в пол. Много говорить не буду, просто укажу рукой в перчатке туда, где его можно посмотреть. Прошу, господа, скорей, оно того стоит.

Мой вердикт: десять напудренных париков из десяти. Молодцы куртизанки, шельмы такие.

А кстати, собратья-толкинисты: тут играет Лив Тайлер. Конечно, постаревшая, но все та же "Вечерняя звезда" Арвен!

Вторым же сериалом в эту степь стал "Багровый лепесток и белый". Если первый сериал показывал нам напудренные лысины лордов 18 века, то здесь, уже смотря на промо-постер, я начинаю ощущать знакомый с незапамятных времен запах нафталина, угля и ладана. Здравствуй, 19 век, проходи, садись, для чахоточных автор салфеточки накрахмалила.



Сериал из разряда "микро" (всего 4 серии) вышел довольно давно, еще в 2011 году. В центре - история девушки с рабочим именем Сахарок, которая, обладая недюжинным умом и талантами в той самой сфере, пытается выбраться из порочного круга социальных устоев.

Скажу сразу, визуальная составляющая и историзм сделана на ура. Характеры и обстановка переданы так, что придраться не смог бы, наверное, даже самый маститый культуролог. Английские трущобы, таверны, бордели, посещаемые отъевшимися сынками-вырожденцами богатых семей... вот это все, да. Но я, пожалуй, перестану смаковать декаданс и скажу хоть что-то по сути.

Кстати говоря, именно благодаря этой картине у меня в голове родились образы главных героев моего "Рояля".

История, написанная женщинами - так можно охарактеризовать эти четыре серии. В таких историях всегда немного кажется смещенным фокус, как, к примеру, в "Туманах Авалона", но это всего-навсего потому, что рассказчиком является тот, которого никогда не пытались слушать. И это важно.

В сериале два центральных женских персонажа - это проститутка-карьеристка Сахарок (багровый лепесток) и жена главного героя, Агнес (белый лепесток). Первая с помощью искусной манипуляции пытается протолкнуть инфантильного мужчину в большой бизнес и это ей удается. Вторая старается не сгнить окончательно в мире своих страхов и неврозов.

Мне бы не хотелось сейчас поднимать извечную тему женского притеснения и зла "ради всеобщего блага", нет. Об этом многие говорили, а еще большее количество - писали. Мой внутренний Вертер протестует и желает выделиться.

Поэтому подниму тему, за которую, на первый взгляд, меня бы стоило сжечь на костре.

Начнем с верхушек. Одна из ниточек той бахромы, которой заканчивается сериал - это побег Сахарка с дочкой главного героя, спасение из дома, где никто никого давно уже не любил. Так считает Сахарок, и искренне желает ребенку, которого у нее никогда не будет, только самой лучшей жизни.

Это все замечательно. НО.

Не поступает ли она абсолютно так же, как и главный герой, в слепоте своего собственного эгоизма распоряжаясь чужой жизнью? Более того - к этой жизни она подвязывает и свою. Вспомним начало - бедная проститутка, которой светит разве что смерть в канаве, хочет денег-власти-уважения. Похвально. Смотрим еще раз в конец - она, будучи без гроша в кармане, ночует с украденным ребенком на том самом вокзале, куда пару серий назад отправила его сумасшедшую мать.

Сейчас, конечно, придут те, кто скажет: "Даже такая жизнь лучше, чем пренебрежение со стороны мужчины/отца/общества!"

Не-а. Вот вам мое твердое железобетонное "Nein". Пирамида Маслоу говорит нам о том, что потребность в признании возникает тогда и только тогда, когда бренному телу ничто не угрожает. А этим двоим много чего угрожает. Еще бы, в девятнадцатом-то веке!

И помимо всего прочего, главный камень, на котором я, так сказать, преткнулась - это глобальный перелом парадигмы стремлений героини. Сложно получилось... Скажем проще: она хотела стабильности и материальных благ, хотела стать серым кардиналом за спиной у влиятельного мужчины. Потом - без худого-бедного объяснения - она жаждет стать матерью, причем это желание перевешивает предыдущее. Что ж, не верю.

Это очень дешевый прием, призванный сыграть на чувствах. Дело даже не в том, люблю я детей или нет. Дело в том, что поворот сюжета, объяснимый не постепенным развитием персонажа, а банальной слезовыжималкой, слаб (именно потому я хоть и считаю "Список Шиндлера" отличным фильмов, но разочарована некоторыми ходами). Возможно, это слабость сценаристов, а может быть, этим страдает и книжный оригинал. Кто знает - черкните пару строк, интересно.

Если же это в характере самой героини Сахарка - мне остается только развести руками. Осознаю, но не понимаю.

Мой вердикт: восемь волосяных брошей из десяти. Не люблю категоричности. Как сказал Оскар Уайльд, "больше всего мы нетерпимы к людям с теми же пороками, что и у нас. Поэтому родственники настолько невыносимы".

Комментариев нет:

Отправить комментарий