среда, 21 ноября 2018 г.

О ругательной культуре, национальном имидже и зеленой траве

Что делает каждый второй (если не первый) человек, отправившись в путешествие?

Правильно, фотографии. А потом, по возвращению - или прямо на месте - радостно постит в инстаграм, придумывая интересные подписи. Все эти подписи объединяет одно и то же, а именно желание половчее выразить то, что там лучше, не как у нас.

Наша, славянская культура вообще славится аутоагрессией - как ни крути, в крестовые походы не ходили, Китай не завоевывали, идеологию о том, что мы круче всех, не продвигали. А все почему? Нет, не потому, что холодно или пьяные были (привет, стереотипы). Потому что вогнать вилку в глаз соседу - наимилейшее заниятие со времен племенного строя.

Но я не о том. Пойдем, сядем, я расскажу, о чем.




Меня воспитывали в прямом смысле в духе "учись, учись, уезжай отсюда, здесь нечего делать". Родители всячески поощряли мой интерес к иностранным языкам. Вот и нечего теперь расстраиваться, что филологом стала. :)



Помню, как мама радостно сообщила мне, что удалось выбить путевку за границу. "Поедешь, посмотришь, поймешь, что надо валить," - сказала она тогда. Я мысленно пожала плечами - увы, отношения у нас не те, чтобы прямо так все высказать.

Долго ли, коротко ли, я "посмотрела". Конечно, мне все понравилось. Что может не понравиться туристу, за которого все уберут, подадут да еще и трансфер в аэропорт закажут? Вернувшись и уже рассказывая о своих впечатлениях, я поразилась тому, как слушатели искусно вычленяли из моих рассказов то, к чему можно было вставить фразу "НЕ ТО ЧТО У НАС". Правда, тогда у меня еще не сформировалось окончательного мнения, поэтому мыслила я скорее как Маленький Принц - вот почему всем интересны цифры, почему не спросить о бабочках. Короче говоря, я всегда была немного Вертером и задавалась вопросом из серии "почему мир такой". Сейчас вот начинаю потихоньку находить ответы.

А вот пять-десять лет назад все было иначе. Я любила концерты Задорнова и цитировала апокрифическую фразу о дураках и дорогах (а еще думала, что это сказал Салтыков-Щедрин).

А потом так сложилось, что я "свалила". И одним из внутренних демонов, что радостно вырвались наружу, было чувство "не то что у нас". И как-то стало сразу очень стыдно, да так, что лишний раз и говорить, откуда приехала, стеснялась. Правда, по акценту все равно было ясно, что еще и добавляло неловкости. Черт побери, я всем, от китайцев до бразильцев, завидовала, что на них нет флера "понаехавших из восточной Европы".

А вот теперь вопрос.

А КАКОГО, СОБСТВЕННО, ЧЕРТА?

Почему после каждого рационального признания того факта, что где-то лучше, мы добавляем эти пять проклятых слов? НЕ ТО ЧТО У НАС. Никто, кроме славян, так не делает, скажу я вам после нескольких лет более-менее тесного общения со всем цветом наций. Даже японцы при всей своей тысячеслойной вежливости и культуре самопринижения, ни разу не назвали свою страну какой-то не такой. Себя - можно, других/страну - святое.

Что это у нас за ругательная культура такая? Откуда этот национальный стыд?

Более того, это не только в шутках меж "своими", это еще и на международный уровень выходит. Недавно в топах YouTube засветилось странное видео, а именно - полуторачасовой выпуск шоу "Обмен женами". Кому интересно, можете вбить "Нетрадиционный обмен Украина-Бразилия". Бразилию представлял молодой симпатичный стоматолог, объездивший полмира, Украину - простая женщина из деревни/ПГТ, которая на карте мира не может отличить Китай от Крыма (чей бы он ни был).

Естественно, таким контрастом создатели добились шоу, а шоу, как говорится, must go on. Интересно только, почему это шоу должно достигаться путем публичного позора. Я уже говорила о репрезентации, и теперь остается только развести руками от осознания того, какой имидж украинцы создают о себе в зарубежных СМИ.

Понятное дело, от такого и впрямь хочется "свалить". Оно же одно за другим тянется. Если в семье алкоголиков принято наутро себя ругать и смеяться с того, какие они убогие, разве странно, что так в итоге и выходит, что ребенок сбегает?

Скажу очень банальную вещь, такую клишированную, что мое писательское эго сжимается и молит о пощаде. Хочешь изменить мир - начни с себя. Если ты за границей - перестань постить в инстаграм фото/сторис с демонстративно-отстраненным сравнением заграницы и родной страны. Трава везде одинаково зеленая, и ты лучше пластиковый стаканчик из Starbucks за собой убери, а то после селфи на фоне ровных западных дорог и забыть можешь. Не порть чужую зелень, а то ведь будет как у нас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий