воскресенье, 3 мая 2020 г.

"Текст" Дмитрия Глуховского. Рекурсия и филологические тараканы

Я снова чередую зарубежных авторов с отечественными. Хотела сначала рассказать вам о шведах, но урок шведского у меня был вчера, а сегодня я дочитала "Текст" Дмитрия Глуховского, человека, подарившего миру небезызвестное "Метро 2033". Заранее скажу - этот роман явно стоит того, чтобы после ознакомиться и с другими произведениями автора, но, чтобы не быть голословной, расскажу вам что и почем.


Устраивайтесь поудобнее и пожелайте вашему покорному автору приятного просмотра фильма "Текст" - полирнем Глуховского Сашей Петровым :)




СЮЖЕТ

История, если ее пересказывать как на духу, ужасающе простая.  Был мальчик по имени Илья, повел свою девушку на дискотеку, там напоролись на полицейскую облаву, один из полицейских пристал к девушке, Илья за нее заступился. Молоденький полицейский, избалованный москвич, обиды не стерпел, подкинул Илье заветный пакетик в карман - и все. Был человечек и нет человечка, как говорится. Илья отсидел семь лет и вышел на свободу с одной целью - отомстить. Что благополучно и совершил уже на 50й странице (из 351 на моем ридере). Может быть, и не случилось бы этого, но возвращается Илья в пустой дом - за сутки до этого умирает его мама.

А что дальше? А дальше начинается в каком-то смысле достоевщина (хаха, даже номер страницы с убийством совпал). Но да не совсем. Вместе с чувством удовлетворения (относительным, конечно) у Ильи остается телефон полицейского. И, чтобы выкроить время для похорон матери, он решает прикинуться убитым да навести мороку, чтобы не хватились пропажи. И - спойлер не спойлер - естественно, когда убитый перестает быть картонным черно-белым персонажем, поневоле начинаешь задумываться, а заслуживал ли он этой участи. Сближение, оно, как говорится, сильно перспективу искажает.

Ну да ладно. История такая, что случается чуть ли не каждом углу (от этого еще страшней). Писал бы кто другой - я бы не стала читать, уж больно претит мне эта "русскость", как у Эдички Лимонова. Но Глуховский силен. Читаешь, как ранку ковыряешь - и нельзя, да и остановиться невозможно.

О мотивации героя можно долго спорить. Да, его поведение вызывает вопросы, но книга дает на них ответы. Илья "учился на мечтателя", на человека искусства. А что такое искусство? Это всегда надрыв, это излишек эмоции, который выплескивается. Вот и тут он выплеснулся. Не на бумагу, не на полотно, так в жизнь.

Уже на этом этапе я советую вам прочитать "Текст" на десять айфонов из десяти. Сняла бы один за русреал, да придется два за концовку докинуть.

А теперь о таких дорогих моему сердцу деталях.

ЯЗЫК

С Глуховским я ранее не была знакома, хотя его серия "Метро" была, конечно же, на слуху. От прочтения "Текста" у меня двоякое впечатление - с одной стороны, от сурового и беспощадного русреала, как и от тюремного жаргона, ужасно хочется отмыться. Ощущение от этого всего какое-то липкое, как будто вступил босой пяткой в гнилую водоросль после шторма. С другой стороны - довольно банальную фабулу Глуховский заставил ЗВУЧАТЬ. То, как он описывает совершенно привычные вещи - это невообразимо. И скатерть у него клеенчатая на столе не просто порезана, а израненная, и таракан в ванной становится Вергилием, чтобы забрать душу главного героя в ад, и даже дух человека, с каждым делением батареи уходящий из телефона - это все живое, объемное и даже... я был сказала, что яркое, не будь все в романе таким серым и беспросветным.

"ТЕКСТ" КАК ИГРА

Ну и напоследок я не могу удержаться от того, чтобы не восхититься произведением с точки зрения филолога. Дмитрий Глуховский подарил нам именно то, что я так люблю - история работает как на уровне восприятия, так и на уровне анализа. И даже на метауровне.

Как? Смотрите:

1) В самом начале нам говорят, что Илья в прошлом учился на филолога. И подчеркивают внутренним монологом самого героя: "я учился на мечтателя". В доказательство - доверху забитые книжные шкафы в его квартире, незавершенная иллюстрация к "Превращению" Кафки, его автоматические прикидки, сможет ли он жить в Колумбии: "испанский... романская группа, латинские и арабские корни - подарок от испанцам мавров".

Автор говорит об этом не вскользь. Более того, в текстах хороших писателей (а Глуховский к ним, несомненно, имеет самое прямое отношение) каждая деталь имеет значение. То есть берем на вооружение - главный герой у нас филолог, а филолог - это тот, кто работает с ТЕКСТОМ.

2) Чем занимается Илья все время? Правильно, он смотрит на мир через телефон Хазина. Как он общается с миром? Посредством текста, голос-то он подделать не может. Он анализирует переписку Хазина с разными людьми и надевает его личину, подбирая лексику, смайлики и даже пунктуацию. Он хорошо научился разбирать ТЕКСТЫ на составляющие.

3) Что такое залезть в чужую переписку? Это как подсмотреть в замочную скважину. Начинаешь как будто слышать голос у себя в голове и смотреть "кино" - как это говорилось, в какой ситуации, с какой интонацией.

А теперь контрольный вопрос - что происходит, когда мы читаем книги? Поставил нам Глуховский зеркальце, даже два, вот вам и рекурсия. Замечательная игрушка для ума вышла. А теперь вот я вам о книге рассказываю и цепочка идет дальше. Восхитительно - изящно и ненавязчиво, так как функции не имеет.

4) Название книги лично я нахожу даже в чем-то ироничным. Поневоле начинаешь задумываться о роли ТЕКСТА в нашей жизни. Видела я, конечно, отзывы о том, что, мол, весь роман - это критика на то, как зависимы мы стали от телефонов. Ну... такое. Каждая точка зрения имеет право на существование, но смартфоны так давно стали частью нашей жизни, что приписывать медиастрах роману 2019 года... Вот "Мобильник" Кинга, это да. А тут - как сову на глобус натягивать.

5) Ну и не могу не восхититься работой тех, кто придумал обложку. Кто бы мог подумать, как образ кафкианского человека надевается на русреал. Как вторая кожа.

Поневоле задумываешься о судьбе человечества. Русского человечества.

И водки сразу хочется. Но нет. Лучше Кафка :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий