пятница, 15 мая 2020 г.

А был ли мальчик? "Змей в Эссексе" Сары Перри

Пару лет назад, когда я думала, что уже нечему учиться и пора приступать к написанию большой прозы, мне пришла в голову идея. Викторианство, Британия, чаепития, "новомодная" теория Дарвина, платья и капелька мистики - на этом бульоне можно заварить неплохой сюжет. И приступила к сетке персонажей. А потом споткнулась на ... теории писательства и поняла, что поспешила и положила сетку в долгий ящик.

Это наглядный пример тому, что какими бы исключительными себя не представляли, найдется еще пара людей, которые думают в том направлении. В моем случае это оказалась британская писательница с ее вышедшим в 2018 году романом "Змей в Эссексе". Вот такая хохломистая у него обложка:

Проходите, веера на стол, сейчас чай будем пить :)

Прежде всего это книга, на которую половина читателей пишет невообразимо филологичные рецензии, путаясь в дебрях магического реализма и терминах Эко, а вторая пожимает плечами и говорит, что-де непонятно что. Я попытаюсь не скатываться в терминологию, а рассказать впечатления.

Фабула: недавно овдовевшая Кора после смерти мужа-абьюзера предается свободе и находит вкус жизни в старом хобби - археологии. Прослышав про некоего ящера в Эссексе, решает отправиться туда, чтобы зарисовать его и совершить открытие. Ее компаньонка увлекается марксистскими идеями и пускает все свои силы на освобождение пролетариата от многолетнего классового ярма. Подающий надежды врач жаждет провести сложнейшие операции. Эссекский священник вступает в полемику с Дарвином и Богом.

Видите путаницу? Меня она тоже поначалу озадачила, а потом очаровала. Пройдусь по пунктам.

Во-первых, в романе нет как такового конфликта, а следовательно, и выраженного главного героя. Вернее, главным героем я бы назвала британский социум - уж больно тонко и цветасто он изображен, каждый штрих к месту. Первую половину книги я все ждала, когда же начнется действие, а потом поняла, что оно уже началось - однако не совсем так, как этого ожидаешь. Именно из-за такого эффекта роман причисляют к магическому реализму. Но к счастью нет :)

Во-вторых, автор замечательно с одной стороны развенчивает, а с другой - подтверждает многие стереотипы о викторианской эпохе. Да, здесь нет тех хрупких барышень, которые язвят за открытыми веерами и нет страдающих в опиумном угаре отпрысков лордов-вырожденцев, закованных во фраки, наоборот - никакого декадентства и романтизма, герои - обычные живые люди с румянцем, страстями и неудобными ботинками. Но в то же время Сара Перри создает и Стеллу Рэнсом, угасающую от чахотки и романтизирующую свою смерть донельзя (что, впрочем, не мешает ей увлеченно рассматривать свои откашлянные легкие в микроскоп).

В-третьих, в романе отсутствует морализаторство и мнение самой писательницы, потому та же тема феминизма не кажется притянутой за уши. А размышления Марты о маргинализации рабочих так и вовсе заставили задуматься. За что я люблю викторианские романы (помимо мрачнины и своеобразного юмора), так это за то, что изменения претерпевает ВСЁ. И герои, и костюмы, и нравы, и транспорт. И этот роман не исключение - долгие разглагольствования о том, что рабочий становится "чернью" из-за рабских условий заставляют взглянуть на проблему под другим углом. А тема, кстати, животрепещуща и поныне, потому что а воз и ныне там стигматизированных групп дофига и больше.

В-четвертых, что меня несказанно порадовало - змей все же есть. И не в буквальном плане, что, кажется, только испортило бы книгу - здесь фантастика совершенно не к месту. Змей для каждого свой, даже несмотря на то, что миф в итоге развенчивается. У читателя совершенно не возникает ощущения, что его одурачили, потому что уже на второй трети романа понимаешь, что змей не один, их много. У кого он библейский, полулевиафан-полулюцифер, у кого скорее хтоническое божество, призванное избавить от бед, у кого детская страшилка, а у кого простое воплощение ежедневных тягот. Монстров создают люди, и в процессе чтения "Змея" очень легко отследить тот момент, когда люди начинают "вытаскивать" непонятные мысли из головы и придавать им форму. А форму им дали легенды. Слухами земля полнится, стоило одному заикнуться о чудище, как уже все говорят, что да, конечно, мы даже видели.

Итак, мой вердикт - девять змеев из десяти. Потому что сначала чуть не бросила. Бросила бы, пожалела, точно говорю.

P.S. Здесь каждый найдет что-то себе по вкусу. Я, например, помимо горячо любимого мною викторианства еще и налет Лавкрафта увидела - змей же все-таки. Водный. Древний.

Хтонический.

Комментариев нет:

Отправить комментарий