вторник, 14 августа 2018 г.

О фильмах для гуманитариев и "плохих" книгах

Когда у меня нет времени читать книги (Стивен Кинг втоптал бы меня в грязь, но Стивену Кингу не приходилось учить статистику на немецком) - я смотрю фильмы о людях, читающих книги. Двадцать первый век, симулякры торжествуют, да.





Недавно посмотрела два фильма. И как всегда, они натолкнули меня на размышления. Итак, первый:


Фильм "Гуманитарные науки" (2011)

Сюжет его незамысловат: мужчина тридцати пяти лет, когда-то закончивший филологический факультет, приезжает в студгородок, чтобы проводить на пенсию своего бывшего преподавателя, с которым у него сложились дружеские отношения. Там он знакомится с юной филологиней, которая видит в нем того самого - умного, начитанного, романтичного, живущего в мире книг и музыки, того, с кем можно вести переписку по почте...

Не видите подвоха? Все еще нет? Тогда я начну издалека.

Фильм - не об отношениях. Они, конечно, затрагиваются, да и в жанрах указан жанр "романтическая комедия", но все это как-то слишком вскользь, и по сравнению с другими поднятыми вопросами практически не имеет смысла.

Главный герой - взрослый мужчина, который все еще живет прошлым: студгородком, лекциями об английском романтизме, кучами прочитанных книг, все так же боготворит своих профессоров и полностью ассоциирует себя с проведенными на филфаке годами. Страдает по-вертеровски, в общем. Познакомившись с семнадцатилетней девушкой, он видит в ней и ее подругах свою внутреннюю возрастную категорию и, отрицая тот факт, что он давно уже выпустился и работает по специальности, погружается в студенческие будни. Не спорю, немного ностальгии никому не повредит, если только человек не "надевает" это ощущение, как наволочку, на совершенно другую по форме и размеру реальную жизнь.

Герой полностью погряз в своих фантазиях, пока его не остудила его бывшая преподавательница. Ее слова я даже приведу ниже:
Я преподавала в этой школе более двадцати лет и видела порождения таких, как ты: все эти хилые, сладкоречивые полумужчины, которые не учатся быть сильными. Не будь таким! Работай руками, построй что-нибудь!
С этого момента фильм перестал казаться откровенно слабой комедией. Он поднял очень узкую тему, которую поймут, наверное, только те, кто долго вращался в гуманитарных науках. Моя преподаватель немецкой литературы, например, однажды обронила одну фразу:
Мужчина-филолог - либо не мужчина, либо не филолог.
Грубо, но доля правды в этом есть. Однако, я здесь не для того, чтобы писать о гендерных моделях, для этого есть другие блоги. Возвращаясь к самому описанию фильма в начале поста - все еще не видите подвоха в мечтаниях девушки?

Печорины, Чайлд-Гарольды, Базаровы и Дорианы Греи являются идеалами только на бумаге. В жизни - в современной жизни - они не смогли бы существовать. Думаю, самым ярким образом, описывающим результат столкновения человека, живущего в мире иллюзий, с реальностью, является тот самый Вертер. Тот самый, который не выдержал.

Ни один фильм или книга не описывают статичного персонажа. Так случилось и здесь - ближе к развязке главный герой переосмысливает свое отношение к литературе и делает определенные выводы. И хотелось бы мне сказать, что эти выводы правильные. Но ситуация двоякая.

В студгородке живет один парень, такой же мечтатель-интроверт. Его любимая книга - "Улисс" Джеймса Джойса, а любимое времяпровождение - страдание о несовершенстве мира. Депрессивный, замкнутый подросток, который однажды не выдерживает и принимает снотворное. К счастью, его откачали, и он приходит в себя в госпитале, где видит, что его спас тот самый тридцатипятилетний филолог. Мужчина дает ему совет:
Прекрати перечитывать эту книгу (об "Улиссе"). Ее автор убил себя. Ты слишком молод и слишком жив для такого. Я снимаю тебя с постмодернизма. Есть одна трилогия... о вампирах, ее очень любят молодые. Поверь мне, она полностью опустошит твой мозг.
Если что - он посоветовал парню почитать "Сумерки". Шокирует? Меня - да. И тут мы плавно переходим ко второму фильму, который вышел в этом году.

Фильм "Книжный клуб" (2018)

Здесь речь идет о четырех подругах, которые со студенческих времен взяли себе за правило читать по книге в месяц, а после собираться и обсуждать ее. Традиция блюлась, годы проходили, и вот уже всем участницам клуба стало за шестьдесят. Казалось бы, жизнь движется к закату, чего такого? Но это самая настоящая трагедия, когда душой ты все еще молод. В противовес герою из предыдущего фильма, здесь показывается именно молодость и неутомимость, а вовсе не незрелость.

И вот одна из подруг выдает сумасшедшую идею - а не взять ли им нашумевший бестселлер "50 оттенков серого"? И на своем опыте узнать, так ли плоха эта книга.

Фильм добр и уютен, с харизматичными персонажами и здоровым юмором. Рекомендую всем и каждому, а особенно людям, которые считают, что после пятидесяти все, что остается - это возраст дожития.

"Оттенки" послужили отправной точкой, своеобразной кнопкой перезагрузки для героинь. Кто попал в курьезную ситуацию, силясь скрыть обложку, а кто и вовсе пошел во все тяжкие. Главное здесь, не то, КАК отреагировали читательницы, а то, что они отреагировали. То есть, книга выполнила свою функцию. Вопрос только в том, какую функцию мы приписываем литературе.

И нет, я не пытаюсь восстановить доброе имя "Сумерек" или "Оттенков" и не присуждаю им каких-то поднебесных заслуг. Каждый вправе судить субъективно, говоря, что книга понравилась/не понравилась. Более того, многие также могут судить объективно, справедливо замечая, что художественной ценности в обеих нет ни на грамм, что язык слишком примитивен и что сюжеты избиты.

Но есть одно но. Помимо кабинетного литературоведения, где ученые умы приросли к своим башням из слоновой кости, существует еще и наука социология. И нельзя отрицать, что обе из этих книг всколыхнули массы, дав определенный толчок. Посудите сами, какое астрономическое количество романов и фанфиков о любви вампира и человека опубликовано после бума Стефани Майер? Не будь "Сумерек", не было бы и "Оттенков". Искренне надеюсь, что сейчас не начнется бурление морей и оттуда не выйдут тридцать три тысячи богатырей, движимых жгучим желанием поднять крестовый поход против этих писательниц.

Зибби, персонаж из "Гуманитарных наук", говорила, что никто не дает человеку право говорить, что книга ужасна, если он ее не прочитал. В то же время она не отрицает, что "Сумерки" - "плохая", которая, тем не менее, подарила ей немало радостных моментов.

Похоже, мы снова подошли к первой заповеди современного человека: не категоризируй - и не категоризируем будешь. Так что дальнейшую дискуссию хотелось бы перенести в комментарии.

Напоследок - девушка из первого фильма все же перешла от Майер к Стокеру. Чего и вам желаю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий