суббота, 11 августа 2018 г.

О кластерах, физиогномике и понятии Fremdfeindlichkeit

"Никто из нас с годами в сущности своей не меняется, со временем мы лишь в большей степени становимся теми, кто мы есть."

(с) Энн Райс

"Мы с тобой одной крови, ты и я"

(с) Редьярд Киплинг, "Книга джунглей"

Задам простой вопрос. Для вас все люди одинаковы?


За все время своего существования человек прошел многое: от каменных орудий до сенсорных экранов, от порабощения других людей до порабощения всего, что человеком по своей природе не является. И каждый, будь то рожденный миллениалом или представитель эпохи "бэби-бума", с гордостью ответит: да. Нам все равно, какого цвета у человека кожа, какого разреза глаза и с кем/чем он проводит время в постели. Ну, по крайней мере, так должно быть. Я не беру в расчет случаи гомофобии/мизогинии/другого красивого греческого термина.

Несмотря на работы социологов последних лет, лучше всего попал своим заявлением в яблочко польский писатель Анджей Сапковский, раскрыв в своей саге "Ведьмак" одну простую истину: нет существа хуже человека.

Миллионы лет эволюции дали нам сознательность, моральные нормы и - что гораздо более важно - ум, позволяющий эти самые нормы интерпретировать.

Тех, кто желает разочароваться в людях еще раз, прошу за мной. На сей раз, помимо функции автора, я послужу вам препаратом за стеклом. Можете рассмотреть, каталогизировать и приклеить ярлычок :)

Со мной произошла занятная история, которую можно даже занести в коробочку с притчами.
Все довольно прозаично - у меня выпала пломба и я пошла к врачу. Так как в городе, где я в данный момент проживаю, знакомых врачей не оказалось, пришлось обратиться к интернету. Итак, я приступила к выбору. Он оказался прост - где ближе, там и счастье. Помимо того, я бессознательно обращала свое внимание на тех врачей, чьи лица мне показались более симпатичными (не в плане красоты). Пролистав вверх-вниз страницу, я остановила свой выбор на одном мужчине, который выделялся из общей массы нордичных подбородков, скандинавских светлых волос и ледяных взоров истинных германцев.

На самом процессе можно было не заострять внимания, но я, как человек, рефлексирующий сверх меры, этого, естественно, пропустить не могла.

Настал день Икс. В процессе разговора с врачом выяснилось, что он не только говорит по-русски, но и в свое время переехал в Германию из моего родного города. Занавес.

В этой истории важен не тот факт, что он врач, важно то, что, как ни крути, совпадением это назвать сложно. Объясню, почему.

Каждый из нас принадлежит к определенной группе, своеобразному кластеру: раса, этнос, национальность. И если последнее - больше дань цивилизации, то разделение по первым двум категориям свойственно человеку с незапамятных времен, когда еще скифы воевали с гуннами, и даже еще раньше.

Несмотря на то, что практически все население земного шара сейчас перемешано (покажите мне чистого испанца или португальца), мы носим в себе признаки наших предков. Немцы и русские/украинцы первоначально произошли от одной обезьяны, это правда, но в силу климатических и прочих условий образовали разные племена.

Это скользкая тема, поэтому я не хочу углубляться в отличия славян и нордов, это отдает веянием, начатым еще в середине 19 века французским ученым Жозефом Гобино в его труде "Опыт о неравенстве человеческих рас" и продолженным несколькими европейскими лидерами. Чем все закончилось, известно всем. Собственно, печальные события 20 века подтолкнули человечество к новому витку гуманизма, в основе которого лежали демократия и равенство. 

Этими слова я хотела бы подчеркнуть сказанное в самом начале: все люди - ЛЮДИ. Не хуже и не лучше. В конце концов, все мы приходим в этот мир орущими, сморщенными, как задница слона, и первые годы спокойно спим, сходив в штаны. Никакой социальный статус не оградит от природы, к чему я и пытаюсь потихоньку подвести.

Человеку, как и любому животному, свойственно делить мир на своих и чужих. Лучше всех это удалось японцам (у них в языке есть целая система, начиная от глагольных конструкций и заканчивая местоимениями), но и остальной мир от них не отстает.

Еще в детском саду ребенок автоматически выносит бессознательные суждения по типу "с этим я дружить буду, а этот какой-то странный". И это понятие свой/чужой работает везде. Абсолютно везде. Мне, допустим, чисто визуально нравятся высокие голубоглазые блондины из Швеции/Дании/Норвегии, но я не могу соотнести себя с ними, поэтому, очутись я в такой компании, чувствовала бы себя не в своей тарелке. Дело тут даже не в неуверенности в себе, а просто-напросто во внутреннем ощущении себя "не дома".

Не зря говорят: "Мой дом - моя крепость". Дома мы расслабляемся, дома все такие же, как мы сами. Я сейчас говорю не о материальном понятии дома как квартиры, а скорее о понятии более метафизическом: дом как круг друзей, родных, однополчан и прочее.

Я переехала в другую страну более двух лет назад, поэтому с большой долей уверенности могу сказать, что стала более чувствительной к пониманию разницы меж своими и чужими. Это не выразить словами, оно записано где-то на подкорке. Дело не в языке, кухне или том, сидит человек в Фейсбуке или Телеграмме. Это чувство более древнее, чем человек.

Во всех языках мира есть термин "ксенофобия" - "нетерпимость к чужому", но мне он не нравится. Он включает в себя слово "фобос" - "страх" и подчеркивает, что человек не принимает, потому что боится. Мне больше импонирует немецкое слово "Fremdfeindlichkeit" - "враждебность по отношению к чужому". Суть одинакова - даже Википедия при переключении страницы о ксенофобии на немецкий язык выдаем именно этот термин, но все же немецкий вариант не содержит в себе животной составляющей страха.

Можно тысячу раз успешно доказывать, что "Fremdfeindlichkeit" - это не о вас. Я даже допускаю, что так оно может и быть. Опять-таки, об экстремальных случаях расизма и национализма не хочу даже речь заводить, прикинусь, что этого нет, а то ведь придется вешать на пост ярлык "#полыхаю". 

Но все же - бывает так, что встречаешь человека в первый раз в своей жизни, и уже осознаешь, что он "чужой". На любом уровне - от одежды до каких-то аксессуаров. У детей, опять-таки, это развито больше - "он в футболке Марвел, мам, я не хочу с ним водиться, я за ДиСи!". 

Кажется смешным? Так и есть. Люди вообще смешные существа. Однажды мне пришлось несколько часов проработать в одной команде с девушкой в футболке с принтом, изображающим лицо Джастина Бибера. Я не обратила на это внимание, но потом оказалось, что зря. Девушка оказалась удивительно поверхностна и слишком проста, а учитывая, что мы были единственным источником общения друг для друга на ближайшие семь часов, то тезис о людях как смешных существах приобретает все большую значимость.

Внешность многое говорит о нас. Не только комбинация черт, что досталась нам от предков, но и то, как мы предпочитаем выглядеть и вести себя. Отсюда и происходит понятие дресс-кода, которое лучше всего описывается фразой "часть команды, часть корабля". Ты в корпорации - носи цвета корпорации. Эдакая система вассалитета в 21 веке. Цвета сеньора, родовой герб на платках, все оно, да. А человек под другими знаменами равняется враг. И пусть только попробует на нашу землю ступить, Господи, храни короля!

Так и есть. Все люди - люди, ни больше и не меньше. И трактовать эту фразу - не перетрактовать.

Расскажите в комментариях, так ли я ошиблась, приписывая Fremdfeindlichkeit всем и каждому?

Комментариев нет:

Отправить комментарий