вторник, 24 сентября 2019 г.

Король ужасов или людей? "Способный ученик" Стивена Кинга

У меня правило - о писателях, будь они живые или мертвые, говорить либо хорошо, либо дипломатично. Дипломат из меня так себе и вообще я та еще субъективная зараза. Поэтому, пусть и сильно чесались те четыре пальца, которыми печатаю, все же ваш покорный автор не стал вдохновенно расписывать о том, почему и насколько он не любит Стивена Кинга.

Вернее, ремарочка - как писателя-работягу я его безмерно уважаю. Как писателя, чьи тексты написаны грамотно, структурированно и законченно, тоже. Но вот хоть убейте, не лезли мне в глотку его ужасы. Восемь романов начинала читать и бросала самое большее на 80 процентах. Не выдерживала душа Вертера и все тут.

И вот очередной раз мне его посоветовали. И, сцепив зубы, я снова взяла да и скачала энное количество килобайт. И поверьте - не зря.

Источник: РИА Новости

Проходим, садимся, аккумулируем настроение. Оно вам понадобится.


Итак, повесть "Способный ученик". Жил-был милый блондинистый мальчик, хорошо учился, играл в бейсбол и обращался к отцу с добавлением классического "сэр". Так бы и прожил свою мечтательную американскую жизнь, если бы однажды ему в руки не попались старые военные газеты времен Второй Мировой. А там...

Сначала вопрос, так сказать, в зал. Признайтесь, читать о разного рода зверствах одновременно и отвратительно, и приятно. Эдакое вуайеристское удовлетворение наполняет до самых краев и легким разрядом пронизывает все тело от шеи до гениталий. Что, нет? Ай, да не надо. Лгать самому себе не надо. Если бы это было не так, то человечество не было бы настолько извращенным в изобретении разнообразностей вроде религии или военной техники.

Милый блондинистый мальчик обладает цепким умом и способностью подмечать детали. И, занимаясь таким непростым хобби, как собирание информации о концлагерях, совершает открытие: мистер Артур Денкер, живущий по соседству, не кто иной, как бывший управляющий концентрационного лагеря в Патине, герр Курт Дуссандер. Идеальное стечение обстоятельств - теперь мальчик может узнавать о тех вещах, которые его так волнуют, из первых не что что уст, а рук. Рук, которые это творили.

Мальчик начинает шантажировать старика - его молчание в обмен на информацию. Самую подробную, кровавую и выпачканную пеплом. Его глаза загораются, когда он слушает, и а руки трясутся от предвкушения. Истории жестокости - как наркотик, которого все мало. Вот уже и оценки в школе начинают скатываться, ибо времени на учебу уже нет, все уходит на то, другое обучение, для которого ему стоило бы родиться на несколько десятилетий раньше и на другом континенте.

С этого момента начинается история  болезненной взаимозависимости мальчика и старика. Первый упивается, открывая в себе новые грани, второй - радостно переживает самые сладостные моменты. Пара лет - и вот уже мальчик убеждает себя, что девушка, с которой он встречается, наверняка еврейка, поэтому у него не происходит эрекции, а старик, решив тряхнуть стариной, ловит кота и сжигает его заживо в газовой печи. Вот он, запах ностальгии, вот оно, то, ради чего он жил.

Я от книги не могла оторваться, как мальчик от рассказов старого фрица. Поразительно. Стивен Кинг открылся мне с совершенно новой стороны. Поищу на досуге еще что-нибудь у него, только без сверхъестественного.

Немного мистики, впрочем, можно найти и здесь, если приглядеться. А ваш покорный автор ну очень любит копаться в книгах. Герр Дуссандер за все время ни разу не произнес имя мальчика. Почему? Возможно, он боялся. Мальчика звали Тодд. Der Tod. Заглянув в его голубые глаза, увидел ли старый немец беспощадную мудрость самой Смерти?..

Стивен Кинг поднимает очень страшную тему. И я сейчас не о нацизме, о войне или концлагерях. Я говорю об абстрактном зле, о тьме, которая может быть в каждом. О семенах этой тьмы, которые, если попадут в благодатную, способную почву, то могут прорасти и там, где нет и следа ни тевтонских воинов, ни огненных капель джихада. Все это - мишура. И отговорки, что жертва палача носила фамилию а-ля Циммерман, исповедовала не ту религию или кончики ее ушей были не той формы - всего лишь удобное оправдание тому, что на самом деле она или он стали жертвой просто потому, что кому-то так было угодно, удобно и приятно. Вот просто так и никак иначе.

У повести интересная история - сама она была написана аж в 1982, но опубликована не полностью, а сокращенная в три раза. В полном же варианте она вышла в 1996 и, честно говоря, после (да и во время) прочтения невольно понимаешь, почему. Через неполные сорок лет после войны он посмел подробно описать процесс становления Гитлера в милой американской пасторали. И нехило так напугал людей. А мы с вами те еще страусы - не нравится, вырежем. Не радует глаз, создадим целую теорию о защите эстетических прав потребителей.

Когда мистер Кинг не распыляется на наркотрипы и довольно удачные попытки следовать по стопам Лавкрафта (тут он показал себя довольно-таки способным учеником), то он филигранно описывает человеческую душу. Его персонажи дышат, действуют и эволюционируют. И оттого, насколько они живые, по-настоящему бросает в дрожь. Ведь нет на свете ничего страшней человека.

Напоследок - небольшой тест, стоит ли вам читать "Ученика". Состоит из одного вопроса. Вы фанат Сапковского? Если ответ утвердительный, бегите читать сломя голову.

Если отрицательный - бегите, но смотрите по сторонам.

И подумайте - а как хорошо вы знаете своих соседей?

Комментариев нет:

Отправить комментарий