понедельник, 30 сентября 2019 г.

Расскажи мне, мама, как тебя ...бали. "Рассказ служанки" Маргарет Этвуд

У современной культуры сериалов, помимо того, что они качественней "Кармелиты" и "Санта-Барбары", есть еще одно качество, которое их выгодно выделяет - часто они снимаются по книгам, которые люди или не знают, или забыли. Так было с "Игрой Престолов", так произошло с "Рассказом Служанки".



Если бы не сериал, я бы об этой книге и не услышала бы. С другой стороны - если бы мне после просмотра первого сезона никто не сказал, что книга лучше (а оно редко иначе), я бы ее и в руки не взяла.

Пройдемте, разберемся, почему. Рассаживайтесь по красным и голубым стульям. И не спрашивайте, почему вам достался такой цвет. Каждому по заслугам его.



Сначала о книге. Роман опубликован в 1985 году и был впервые экранизирован в 1990 году немецким режиссером Фолькером Шлёндорфом (экранизацию не смотрела, но, опираясь на другие его фильмы, могу заверить, что зрелище стоящее). Ну а потом уже до него добрался HULU (который снял Куртизанок и Притворство).

И роман хорош. Такая годная антиутопия, в которую веришь. Роман рассказывает нам о республике Галаад, образованной в каком-то прошлом горсткой пуритан истово верующих в предназначение человеческое. В то, что миром повелевают мужчины, а за каждым мужчиной должна стоять жена. Которая любящая, которая мать. Которая МАТЬ.

А с этим беда. Вследствие экологической катастрофы огромное количество женщин потеряли способность зачать. Что касается мужчин, их никто не проверяет. Ведь вся ответственность лежит на женщине. Это она зачинает, вынашивает и рожает. Дети - это ее дело. А мужчина - отец. Его дело - быть отцом.

Ну и так как в мире с деторождением беда, было решено собрать всех фертильных женщин и заставить их рожать. Постоянно. Ведь спасение нации. Прямо как в современной России сделать пытаются, что у них там семнадцатилетние пятого ребенка рожают, и все равно считается, что чем раньше, тем лучше.  Служанка "служит" в доме высокопоставленного Командора и его Жены три года, за это время она обязана родить (выкормить - опционально) и перейти в другой дом. Ребенок своей фактической матери не знает (как они потом собрались разбираться с потенциальным инцестом по всей стране - ведь эти дети вырастут - кто знает).

В сериале эти рыцари вагины и святой матки выглядят так:


Мир, обрисованный Маргарет Этвуд, страшный. Как и в любой хорошей антиутопии, страшен не столько мир в его "нынешнем" состоянии, сколько страшен процесс, который был настолько плавным и естественным, что никто не то что не заметил, а напротив - радостно, чуть ли не строевым шагом направились в огромную дыру святой матки.
Работать над собой - вот что надо было делать, чтобы оставаться в форме, для мужчины. Если выработаешься до предела, быть может, он тоже так будет. Может, вам двоим удастся сделать так, чтобы все заработало, будто вы двое - мотор, который надо запустить. (...) Если не сработало, значит, у одного из вас были неправильные подходы. Считалось, что все события твоей жизни вызваны позитивной или негативной энергией, проистекающей внутри твоей головы.
А ну-ка, девочки, поднимите руку те, кто хоть раз слышал, что "мужчина - голова, а женщина - шея"? Что, все руки подняли? Все? То-то же и оно. Все эти ваши (наши?) женские веды, мудрости и юбочные воронки ведут нас к во-о-он тем красивым красно-белым нарядам. Ну или к голубым (Жениным), что ни разу не лучше.

Есть в романе очень страшный момент (который я листала-листала, а не нашла, так что перескажу). Еще до того, как часть Америки стала Галаадом, все банковские карты, принадлежащие женщинам, были аннулированы. Ну как аннулированы - пользоваться ими могли теперь только мужчины. Главная героиня вспоминает, как она искала поддержки у своего мужа. И таки дождалась - он успокоил ее, что он-то здесь, рядом, что она не пропадет, что он поможет. Но только в его тоне она с ужасом услышала облегчение - она теперь ТОЧНО никуда не денется. Она теперь ЕГО. А через какое-то время она уже носила имя "Фредова".

Читая роман, не знаешь ни даты, ни имен, ни того, кто эти люди вокруг. Они безлики. Они - униформа. Тетки, Жены, Командоры, Служанки. И имя им - Легион.

Теперь кратко об экранизации (последней, сериальной). Скажу сразу - по книге только первый сезон. Дальнейшие два (три?) - очень годная придумка создателей. Честно - смотреть тяжело. И не только морально. На это влияют два аспекта:

1) Вышеупомянутая безликость. Сложно смотреть вещь, в которой непонятны декорации. Если в книге это работает и создает гнетущую атмосферу, в сериале создается ощущение непроработанности мира. Как будто на НПС не хватило средств и они просто стоят шекспировской массовкой где-то сзади.

2) Тщательно продуманная расстановка персонажей, предметов и работа света требую долгих статичных кадров. Долгие статичные кадры предполагают арт-хаусную ленту. Арт-хаус, черт его побери, не предполагает трех готовых сезонов и одного в анамнезе, с 10-12 часовыми сериями в каждом.

Я посмотрела два сезона. В последней серии проматывала всю статику, аки песни в диснеевских фильмах (да, арт-хаусники, прежде чем плевать ядом мне в лицо, попробуйте посмотреть это сами).

В общем, мой вердикт: книга - десять кровоточащих маток из десяти (там есть шикарно-отвратительное описание секса, инджой, да и вообще язык легкий, но сочный); сериал - выше шестерки не поставлю. Перестарались с красотой.

Ну и напоследок, чтоб не одной мне весело гореть, чтива вам о том, что происходит в мире. Чтоб не говорили, что, мол, "фемки зря бесятся":

Рожай раньше, рожай веселей!
Аборт - это грех!
А захотела грешить - задушим морально.

За границей (Алабама):

Это же Дар Божий, как можно-то?!

Читайте. Пока это еще разрешено.

Комментариев нет:

Отправить комментарий