понедельник, 28 сентября 2020 г.

Полуденный ужас - что, как, откуда и почему

День в жаре, в сияньи, в пятнах 
Высился передо мной 
Проницаемой наклонной 
И неверною стеной.
 
Я боялась — лопнет облак, 
Воздух схлынет серебристый, 
Волосатый и мясистый 
Сквозь протянется кулак.
 
Вырезали небо лета, 
Черный положили лед, 
Наплывает тьма из света, 
Дымом зренье второе растет.
 
Этих воздухов светлые кубы 
Пальцем тронь и крутни вкруг оси, 
И окажешься в комнате грубой, 
Где нет окон и кровь не гудит.
 
Выход? Ринешься — вправо и прямо — 
Вот он, вот — в выгребную яму, 
И судьей таракан сидит. 
День цветущий не может распасться,
 
Ужас этот, не мнись мне опять. 
Майя, я не хочу расставаться, 
Майя, с кожей тебя отдирать!

(с) Елена Шварц

Какое-то время назад я устраивала опрос, и выяснилось, что многие не знают/не слышали об очень интересном феномене так называемого «полуденного ужаса». Как и синестезия, явление это широко распространено в узких кругах.

Говоря о каком-нибудь виде страха, я не могу не упомянуть Лавкрафта, который приписывал способность испытывать настоящий страх людям с лабильной эмоциональностью – творческим, невротикам, мечтателям.

Так и здесь. Полуденный ужас – это иррациональная тревога, возникающая в безоблачный летний день, в безлюдном месте или же на природе. При чем вызывают ее объекты, которые по всем правилам тревожными считаются в последнюю очередь. Вот. например, курорт Санторини:



Более известен этот эффект в живописи (хотя стоит быть осторожным с понятием "известен", так как изученого мало). Неясная тревога вкупе с яркими красками и практически полным отсутствием теней  -  эффект "полудня" -  присуща течению экспрессионизма (Мане, Мунк, поздний Ван Гог). Почему? Экспрессионизм (в более широком смысле - модернизм) был распространен в первые десятилетия ХХ века, а там у нас вся палитра: войны, устаканивание тоталитарных режимов, голод, революции и прочая радость. Настроение века, как-никак.

В кинематографе это тоже широко используется - можно вспомнить ленты Хичкока или же до сих пор не отшумевшее "Солнцестояние".


Важный момент "полуденного ужаса" - это не тот страх чего-то монструозного вроде изломанных тел или же обезображенных пропорций/оскаленных клыков, которые будто говорят "беги, иначе тебе будет больно". Это страх того, что МОЖЕТ произойти.

"Много смеешься - много будешь плакать", "После белой полосы наступает черная" - типичные представления о мире, в корне которых лежит первобытный страх цикличности. Стоит отметить, что жизнь древних людей была посвящена разным циклам чуть более, чем полностью - за летом шла зима, за половодьем - неурожай, за днем - ночь, за рождением - смерть. 

Выходит, что "полуденный страх" - это описанный Лавкрафтом страх неизвестного. Он находится у человека на подкорке, в сфере под- или даже бессознательного. И те самые "творческие невротики" склонны его ощущать, в отличие от других. Причину можно сформулировать двояко:

- либо у них ослаблена "дверца" к тому, куда не надо смотреть и оно ломится наружу, прорываясь ночными кошмарами, неврозами и прочей психосоматикой;

- либо у них налажена связь с глубинным "Я" и тогда это больше плюс, нежели минус.

Но как бы там не было, теперь, когда мы более-менее определились с тем, ЧТО это такое, стоит поразмышлять о том, ОТКУДА это пришло. И тут я скажу вечное - все мы родом из сказки и мифологического сознания. А значит, нужно смотреть далеко назад.

Помогут нам в этом мифы и легенды.

В мифологии древних греков был бог Пан, насылающий на человека приступ беспричинного страха, если кто-то потревожит его дневной отдых. Это называлось "паническим ужасом" и объясняется довольно просто - греческие полисы находятся на той широте, где попросту опасно заниматься ремеслами да и попросту быть вне дома в полдень. У восточных славян тоже была своя пугалка, Полуденица:


Кстати, роман Дарьи Бобылевой "Вьюрки" как раз и построен на этом самом "полуденном ужасе", и Полуденица там имеется.

Однако у феномена могут быть и другие, более психологические причины. Не стоит забывать, что страхи можно условно разделить на три категории:

- биологические;

- социальные;

- экзистенциальные.

С биологическим страхом мы разобрались. Социальной составляющей здесь является страх одиночества - человек остается наедине с природой и не знает, чего от неё ждать. Экзистенциальный же аспект "полуденного ужаса" снова отправляет нас к Лавкрафту - застывшее ясным солнечным днем бескрайнее небо сродни описанному в его произведениях космическому страху. Ощущение собственной незначительности и ничтожности порождает в душе иррациональный страх, в глубокой древности побудивший наших предков создавать целые культы и религии. Человек жил с этим многие столетия, а потом пришел двадцатый век с его Ницше и Шопенгауэром и в какой-то мере отшвырнул нас в ту бездну ужаса, от которой мы нещадно спасались.

Воистину, горе от ума. 

И казалось бы, что все уже сказано, дело лет давно минувших, но я нашла несколько фактов, говорящих о том, что феномен "полуденного ужаса" не только не уйдет с арены, но еще и закрепится на ней пуще прежнего:

- 9/11: трагедия произошла в необычайно ясный и солнечный день;

- массовые убийства в школах случаются до или около полудня (в разгар занятий);

- в некоторых пакистанских регионах безоблачный день считается дурным предзнаменованием (здесь ссылка на оригинальную статью);

- Хиросима, Нагасаки, Перл Харбор - ввиду географического расположения события в данных регионах произошли в ясные дни.

... и многое, многое, многое. Конечно же, ваш покорный автор не говорит о некоей мистической связи жутких событий и солнечного света, однако коллективная память поколений еще долго будет связывать эти и многие другие вещи, прямые логические связи будут стираться с течением времени, а страх перекочевывать на другой уровень сознания.

___________________________________________________________

Для интересующихся: классный разбор приема "полуденного ужаса" в живописи и кинематографе. Как достигался страх:

https://moscow-oblast.sm-news.ru/kak-fenomen-poludennogo-uzhasa-zastavlyaet-nas-boyatsya-bezmyatezhnyx-kazalos-by-kartin-62079/

Комментариев нет:

Отправить комментарий