понедельник, 2 июля 2018 г.

О Шоне Бине, религии и каннибализме (СПОЙЛЕРЫ)

Mea culpa, mea maxima culpa 

- Я буду молиться за вас. Я буду молиться, чтобы вы осознали, что натворили. Я буду молиться, чтобы вы страдали, и через страдания искупили вину. Я буду молиться, чтобы вы страдали... долго. И мучительно... чтобы Бог вас помиловал... старый ублюдок!
(с) "Сломленный"s01ep03 

Мои впечатления от сериала - под катом.



Так уж вышло, что я, будучи в двадцать первом веке классической помесью агностика и атеиста, очень сильно заинтересовалась темой религии, а точнее, ее историей. И смотреть фильмы/сериалы, где религиозное сознание человека является главной темой, вызывает во мне смутное чувство сродни восхищению, когда смотришь на европейские католические храмы.

Помимо исторических картин типа "Борджиа" или "Медичи", последним открытием стал сериал от 2016 года "Молодой Папа" с Джудом Лоу в главной роли, ну а в 2018 я отыскала на просторах сети оставшийся без внимания "Сломленный", где главным персонажем стал католический священник в маленьком английском городе, блестяще сыгранный Шоном "Нельзя Так Просто Взять И Не Умереть" Бином.

Сериал состоит всего из шести серий, длящихся по часу. Картина выдержана в темных цветах, как если бы абсолютно все действие происходило в закрытом наглухо конфессионале (исповедательной кабинке).

Каждая серия раскрывает ту или иную проблему современного общества, набор которых довольно классический - бюрократия, расизм, гомофобия. В центре каждого эпизода стоит моральная дилемма второстепенных героев, в которой варианта поступить правильно нет. Эдакая романтика серой морали, приправленная атрибутикой католической церкви.

Интересно то, что, ставя проблему, сценаристы не собираются ее решать. То есть у нас есть драма, герой с одной точкой зрения и герой с противоположной, и в довесок еще, казалось бы, главный медиатор, священник, который вроде бы должен расставить акценты и сместить чашу весов в нужную сторону. Однако этого не происходит. Вместо этого зритель получает медленно-статичный кусок реальности длиною в час, мораль из которой он должен выудить сам.

Нет, заставлять зрителя/читателя думать - это хорошо. Но моя личная оценка этого сериала далека от хорошей по совершенно другой причине.

Задамся ужасно широким вопросом. Зачем человеку вера?

Чтобы судить? Чтобы казнить? Или чтобы отрешиться от мирских проблем? Ни то, ни другое, ни третье, хотя в истории случаев всех трех видов ее эксплуатации предостаточно (вспомнить хотя бы крестовые походы, усугубившие и без того острый конфликт меж христианами и мусульманами и погубившими немногим менее душ, чем эпидемия чумы. К слову сказать, зачинщик этого действа на данный момент канонизирован и в его честь назван фонтан на главной площади в городе Клермон-Ферран во Франции. И только в 2000 Папа Иоанн Павел Второй принес публичные извинения за историю тысячелетней давности).

Вера должна служить нравственным ориентиром, не сводом неписаных законов, но маяком, направляющим человека в сложной ситуации. 

Цитата, вынесенная мною в начало поста, прекрасно отражает всю ту вакханалию, что происходит в религиозной сфере уже многие столетия. Сколько ни поднимаю я священные тексты и жизнеописания святых (что необходимо мне для моей текущей работы), столько удивляюсь извращенной фантазии людей, умудрившихся перековеркать религию, что зиждется на прощении и милосердии, в одну из самых жестоких и кровавых доктрин. А сцена причастия, показанная почти в каждой серии "Сломленного", так и вообще ужасает. 

Для тех, кто не знает, немного поясню: во время причастия человек получает облатку (в православии просвиру) - освященный кусок хлеба и глоток вина, символизирующие соответственно Плоть и Кровь Христовы. Самая важная церемония - первая, которая проводится по достижении ребенком примерно 7-8 лет. Единственным условием является понимание ребенка того, что он вкушает не хлеб и вино, а тело и кровь Спасителя.

Церемония церемонией, а от сути ритуала дрожь берет, не правда ли. Сакрализация людоедства. Кстати о птичках - именно это видение послужило основой оскароносного фильма Даррена Аронофски "Мама!" в 2017 году.

Но вернемся к нашим священникам.

Главный герой (Шон Бин) выглядит совершенно потерянным и не знающим, к какой гавани ему приткнуться в полноводной мирской реке. За пределами церкви он совершенно беспомощен, ибо в современном обществе никто в здравом уме не будет руководствоваться Писанием. Он принимает исповедь полицейского, собирающегося предать доверие осиротевшей матери и женщины, планирующей покончить с собой. Но все, что происходит в каждой из серий, в буквальном смысле обесценивается в последних минутах каждой из них. Священник не в силах помочь. Полицейский пишет роковой отчет, женщина исполняет задуманное.

Цель создателей сериала была показать беспомощность морали и нравственности. Им это удалось, но в мире кинематографа все картины, схлопывающиеся в конце в сингулярность, обречены на непонимание и низкую оценку.

Задумка сериала хороша, а игра Шона Бина вне конкуренции. Но признаться, смотреть было тяжело, уж слишком однотонные диалоги, выдержанный в спектре одного оттенка серого эмоциональный накал, что ввергает в уныние и сплин. При эпизоде длительностью в час зрителю необходимы так называемые "эмоциональные горки", чтобы не отвлекаться ни на что в процессе просмотра.

Всему этому соответствовала первая серия, которая, собственно, и захватила мое внимание. Дальше я досматривала только из уважения к начатому тайтлу и главному актеру.

Мой вердикт - три казни египетские из десяти, на большее герои не намолили.

А вы как относитесь к религии? Верите в высшие силы?


















1 комментарий:

  1. Вера нужна, чтобы оправдывать всё, что с её помощью можно оправдать. Ну и чтобы избавиться от страха смерти, конечно.

    ОтветитьУдалить