понедельник, 22 октября 2018 г.

О нумерах и розовых билетах. "Мы" Евгения Замятина

"Знаковый роман, с которого официально отсчитывают само существование жанра "антиутопия". Запрещенный в советский период, теперь он считается одним из классических произведений не только русской, но и мировой литературы ХХ века. Роман об "обществе равных", в котором человеческая личность сведена к "нумеру". В нем унифицировано все — одежда и квартиры, мысли и чувства. Нет ни семьи, ни прочных привязанностей... Но можно ли вытравить из человека жажду свободы, пока он остается человеком? "

Описание книги


— Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа. 
— Душа? 
— Это странное, древнее, давно забытое слово. Мы говорили иногда «душа в душу», «равнодушно», «душегуб», но душа…
— Это… очень опасно, — пролепетал я.
— Неизлечимо.


(с) Е. Замятин, "Мы"

Этим летом одновременно нескольких группах в ВКонтакте зафорсилась тема, что рядом с Замятиным никакие Оруэллы и Хаксли и рядом не стояли. Мол, самая лучшая антиутопия была написана в СССР задолго до тогда уже загнивающего Запада. Я прикинула, что в мои нежные осьмнадцать "Скотный двор" поразил меня до глубины монархистской моей души, да и решила - пора образовываться.

Итак, погнали. Любители антиутопий - за мной. Буду ругать, хвалить и разносить.

Антиутопии я люблю. Антиутопия - это хорошо. Сложный жанр, в нем я привыкла читать корифеев, а вот о современных не слышала (если кто знает, подкиньте в комментарии).

"Мы"  - первая антиутопия ХХ века. Роман повлиял на уже названных мною Хаксли и Оруэлла... и на этом, пожалуй, ликбез я закончу. В сети полно материалов о роли романа в становлении жанра, о типовых элементах и особенностях стиля. 

Кратко о моих впечатлениях. Книга какая-то... знаете, ни о чем. То есть посыл есть, и видно, какие масштабы автор пытался показать (и показал же, чего греха таить), но как-то это все было... никак. Мимо.

Язык суховат, и впору бы грешить на переводчика - но нет, автор русскоязычный. Я склоняюсь к тому, что это такой прием - нам показывают общество, где все унифицированно, подогнано под общую гребенку, где люди лишены своих имен и даже слова люди. Вместо этого они все - нумеры, без особенностей, без расы и нации, без идентичности. Вот и язык романа такой же. Сухой, с обилием повторений и вообще какой-то... математический. В общем, не мое это. Дочитала с трудом, и то только потому, что бросать негоже.

И несмотря на это, поднятые темы более чем достойны. Шутка ли - книга в свое время (20е годы) даже не была допущена к печати. Критики восприняли ее как злую карикатуру и были, в общем-то, правы.

Автор в красках (сухих, застывших, но все же в красках) изобразил тоталитарное государство. Приватность в "дивном новом мире" - понятие устаревшее. Правительство контролирует всех и вся, в домах установлены стеклянные стены, а использование занавесок позволено только на время действия так называемых "розовых талонов", когда двое нумеров по взаимной договоренности снимают сексуальное напряжение. Как тут не вспомнить один из программных документов Владимира Ильича, где он пространно постулировал о том, что секс не может являться прерогативой одного только человека, а должен принадлежать коллективу, как общее благо. Представляешь собой сексуальную ценность - будь добр, предложи другому, называется.

Хорошая антиутопия тем и хороша, что темы, поднимающиеся в ней, актуальны вне времени. 
Скажете - ну, автор, бред, какие темы, какие билеты, какие номера, ты о чем вообще, в демократиях ж живем.

Так-то оно так. Но все же:


Любое дейтинг-приложение дает "нумер", а страничка мэтча - тот же розовый талон. По взаимному согласию, разве что время не лимитировано. Это так, далекая ассоциация и, может быть, мое особое отношение к технологиям.

В общем, я о чем. Хорошая книга у Замятина, хоть и не понравилась она мне. Послевкусие шедевра, но чтобы прожевать, надо постараться.

1 комментарий:

  1. Вооот! Я тоже абсолютно не понимаю всей этой суматохи вокруг Замятина. По моему скромному мнению до "1984" Оруэла очень и очень далеко, пусть даже Замятин и был прародителем жанра.

    Сама читала в предкушении отличной антиутопии и... разочаровалась.

    ОтветитьУдалить