пятница, 13 июля 2018 г.

О прокрастинации, тревожности и Эдгаре По



Читала я, значит, одного из любимых писателей, вместо того чтобы писать курсовую, и тут:

Перед нами задача, которую мы должны немедленно разрешить. Мы знаем, что всякая отсрочка губительна. Важнейший жизненный кризис трубным звуком призывает нас к немедленной деятельности и к неукоснительной энергии. Мы сгораем от нетерпения, нас снедает желание поскорее начать необходимое, вся наша душа воспламенена предчувствием блестящих результатов. Нужно поскорее, поскорее, сегодня же, начать работу, и, однако, мы откладываем ее до завтра; почему? Ответа нет; разве что мы испытываем нечто извращенное — употребляя слово без понимания основного принципа. Приходит завтра, и вместе с ним самое беспокойное нетерпеливое желание приступить к исполнению обязанностей, но наряду с этим увеличением нетерпеливой тревоги приходит также неизъяснимая жажда отсрочки, чувство положительно страшное, ибо оно непостижимо. Мгновенья бегут, и это жадное чувство растет. Вот уже настал последний час, нужно действовать. Мы содрогаемся от бешенства противоречия, борющегося в нас — от борьбы между определенным и туманным — между существенным и тенью. Но если борьба зашла уже так далеко, бороться напрасно — побеждает тень. Бьет час, и это — погребальный звон, возвещающий о гибели нашего блаженства. В то же время, это — крик петуха для привидения, которое так долго властвовало над нами. Оно бледнеет — исчезает — мы свободны. Прежняя энергия возвращается. Теперь мы будем работать. Увы, слишком поздно!

(с) Э. А. По, "Демон извращенности"

Прямо трафаретом по душеньке моей, а.

Кому из нас не знакомо чувство откладывания в долгий ящик (желательно, в погребальный)? Если кто-то сейчас пожимает плечами и говорит, что, дескать, всегда все делает вовремя и посему не страдает, то закройте сейчас же эту страницу. Тут сидит потерянный автор и перебирает клубок своих неразмотанных сожалений.

Короче, мрак и тлен. Похоже, когда, сидя на лекции по истории зарубежной литературы, я услышала краткую характеристику европейского романтизма 18 века, звучащую как "Нервы, нервы, нервы и костюм", то не до конца поняла, что это не есть хорошо и что так жить не надо. Получилось, что у меня, так сказать, интоксикация литературными эпохами.

Как бы то ни было, все страдальцы - за мной!



Я обожаю смотреть канал ТЕД. Это очень по-человечески, часами слушать разномастные оправдания в свою сторону и упиваться своей "инностью". Так вот.

На канале ТЕД часто рассматриваются такие темы, как "Как чувствуют себя интроверты" или "Что происходит в голове у прокрастинатора". Небольшой спойлер - там происходит






Каждый ленивая задница прокрастинатор в душе - тот еще мазохист. Сидит себе в своем корыте, как та самая пушкинская бабка, и думает себе: не-е-е-ет, вот сегодня еще нормально, а завтра я точно начну строить себе избу. А потом, стоит только сомкнуть свои ясные очи, начинается поздний ужин - надо же поотгрызать от себя кусочки, коря за леность и слабоволие, иначе никак.

Чертово колесо, на которое каждый прокрастинатор рано или поздно намотает свои же кишочки. А все потому, что как только начинаешь себя корить за то, что делаешь ежедневно и прекращать не собираешься, то падаешь в яму. Очень вонючую и никому не нужную яму, именуемую тревожностью.

Это как если бы мы вдруг вменили себе во грех то, чем занимаемся каждый день... а стоп. Кажется, я только что обнаружила главный принцип религии. Точно. Только тс-с-с, никому, а то золотые купола по миру потускнеют и священники похудеют (православные так точно).

Но вот только в отличие о того, что приятно, но ведет к ожирению или алкоголизму, прокрастинация нам никакого, абсолютно никакого блага не принесет и принести не может. Это какой-то очень изощренный вид мазохизма, и в данной вариации авто-БДСМ-сессии никакого "стоп-слова" нет. Пока не дашь себе волшебного пинка своим же нововыращенным каменным кулаком тревожности, ничего не будет. А потом, как правоверный человек, остаток жизни потратишь на то, чтобы эту мозоль нервозности извести. Что, естественно, гораздо сложней, чем банально встать и пойти убирать в квартире/писать курсовую/сдавать проект (нужное подчеркнуть).

Любые тренинги скажут, что откладывание "на завтра" ведет к тому, что у человека зарождается более творческое решение проблемы. В переводе на человеческий язык - это когда диплом пишется в одну ночь собственной кровью, в которой кофеина больше, чем эритроцитов. Какое тут творчество, тут главное - чтобы глаза не выпали из уставших глазниц и пальцы не отсохли.

Творческое решение - это не что иное, как труд невротика. Эти люди, как правило, выделяются из толпы лишней суетливостью, живой мимикой, взглядом в никуда (на самом деле в глубины подсознания, где большими, церковнославянскими буквами написано: ИДИ РАБОТАЙ) и часто являются интровертами (ибо никакой нормальный человек c обычной активностью не променяет деятельность на лежание на диване с последующим поеданием себя изнутри). Эти люди и так отличаются от всех (то есть попросту от второй половины человечества - они не ДРУГИЕ, а просто другие. Чуток) и поэтому рационалисты склонны называть их творческими... а мамы с бабушками - ленивыми :)

Как бороться к прокрастинацией? А никак. Тут вы удивитесь, а я процитирую то, что не надо цитировать. Это ваш личный сорт героина, ха-ха. Слезть - никак, можно заменить другим.

Я обычно придерживаюсь "правила трех". Ну ладно, "трех-четырех", я гуманитарий, у меня все примерно. Не зря в матушке-России на числе 3 завязаны все сказки. В одной из этих сказок, кстати говоря, есть даже наш, домашний, Стив Джобс. Это тот, у которого печь скоростная была и щука пресс-секретарем работала, да.

Так вот, о чем я. Я позволяю прокатиться нескольким волнам тревожности по моему бренному телу, и последняя из них как раз и сбрасывает это самое тело в самую середину откладываемого процесса. Не ахти что, но помогает. По крайней мере, несколько рассказов были написаны именно так, да и домашки универские тоже. И заметьте - не в последний день. И даже не в предпоследний.

Самое веселое, что сказанное мною выше очень легко обесценить. Все мы люди, а я в искусстве прокрастинации получила красный диплом магистра.

Так что да, я сапожник без сапог, стоматолог с кривыми зубами.

Но не будем о грустном и вернемся к Эдгару По. Он сделал ход конем - призвал свой литературный скилл и просто описал то, что чувствует (вместо того, чтобы идти на фабрику, где работали по 14 часов в сутки).

Думаю, здесь кроется величайший заговор искусства - мы больше всего любим те тексты, где видим свои (человеческие) недостатки. Люди в большинстве своем довольно слабые и завистливые, и именно поэтому часто проматываем мотивационные посты. Кому понравится читать о жизни того, что обставил нас самих? А вот обратиться лицом ко дну - верный способ почувствовать себя на поверхности, даже если на самом деле ты едва поднялся над уровнем тины.

Так что от Эдгара По нас отделяет только степень начитанности и умения жонглировать лексемами. В остальном многие из вас гораздо лучше, трудоспособнее и сознательнее его. А те, кто нет - добро пожаловать в мое болото, ныряйте, будем вместе булькать. И учиться писать, ибо без этого мы просто ленивые кульки органики.

В завершение вопрос на миллион - какое психическое расстройство/недостаток сделает художественный текст наиболее популярным?

Делитесь мнениями :)

2 комментария:

  1. Японские боги, это какие же у меня недостатки, если учитывать мою нежную любовь к Маркесу и его одиночеству? Бррр..

    Что касается психических расстройств, мне кажется в последнее время особенно популярны множественные личности, хотя тема уже немного заезжена. Как и вся тема психиатрии в целом.

    И да, я настолько преуспела в мастерстве прокрастинации, что даже ТЕДовские лекции откладываю на потом. Хотя достижение весьма сомнительное))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любое расстройство может показаться не таким уж и клише, если не выстраивать вокруг него сюжет, не делать центральным элементом. Если уж делать героя психом, то как Томас Харди, попробуй скажи, что заезженно. То есть по-моему, психические расстройства должны быть на уровне нон-фикшн. Или писать о нем так, чтобы если его выкинуть, текст не пострадал... НО и ничего не приобрел.

      Заезженно - это если повторяться. Второго По не надо, хотя и тут Рампо показал нам фигу.

      А насчет Маркеса - есть в социологии такая теория катарсиса и муд-менеджмента, согласно которой мы склонны потреблять то, чего у нас в жизни нет. Как и вся социология, теории довольно хрупкие и на сто процентов не работают, но человек в принципе существо сложное. Сама решай, почему тебя к Маркесу тянет. Я со своей любовью к 19 веку так и не решила))

      Удалить