понедельник, 23 июля 2018 г.

Мечтают ли филологи об артхаусе?

Когда на фильм тратится мало денег, люди лучше работают — они начинают шевелить мозгами, а не уповать на технику. 

(с) Рэй Брэдбери

Один бомж украл тележку из супермаркета и неделю жил в Пинчук-Арт-Центре в роли инсталляции.

 Фольклор


Недавно писала о страхе поглупеть. В том посте я затронула один важный для себя момент. Помимо моей страстной тяги к книгам, я еще и знатный киноман. Но, поплутав по тропкам кинокомпаний несколько лет, я прибилась эдаким полусгнившим поленом к таинственному берегу артхауса. Оказалось, ни туземцев, вырывающих глазные яблоки, ни пораженных лепрой жертв ряда инцестуозных связей там нет. Почти.

Всем, кому интересно узнать о том, как "работают" артхаусные ленты, как их смотреть и почему то, что вам они кажутся странными и неинтересными, не делает вас хуже - я вышлю вам лодку с берега. Давайте, тут всегда время пить чай.





Итак, поясню за артхаус. Это хороший способ (особенно для породы "типичный творческий") для прокачки мозгов. Наш мозг стремится к тому, что легче воспринимать (мы вообще склонны минимизировать усилия и это началось еще с австралопитеков). Массовое кино использует узнаваемые нашим подсознанием паттерны, чтобы сократить время так называемого "распознавания", и человек исподволь чувствует удовлетворение, смотря на уже знакомые ему вещи в новой яркой обертке. Эдакий фастфуд для мозга все эти ваши "Мстители" и "Трансформеры". Это нормально. Расслабиться нужно всем, кроме меня-мазохистки.

Внимание - это НЕ плохо. Все любят фастфуд, а кто не любят, любили в пубертате. А кто нет - что вы тут делаете, тут собрались живые человеки, мешки кожаные :)

Здесь должна была быть еще шутка про "Детройт", но я ее вычеркнула, потому что он уже везде-е-е-е. (Кто не понял, посмотрите это).


Артхаус же идет не по мощеной тропе, а через лес. Режиссеры создают такую картинку, чтобы, смотря на стул, читатель понимал, что речь идет, скажем, о нашей галактике (если утрировать). Отсюда и всякие странные уличные перформансы... и еще не всегда они хорошие, вот отсюда и вопросы из ряда "это я дурак, или автор дурак?".

И да, отвлеклась. Итак. Я масс-кино не люблю, даже больше - ненавижу всей душой, но что с меня взять. Человек ненавидит то, что больше всего боится. А я боюсь глупости и того, что обо мне могут подумать, что я глупа. Признаюсь, ведь признание болезни, говорят, первый шаг к выздоровлению.

Оговорка - мое "ненавижу" относится к тем лентам, в которых сюжета - 0,0001%. Сюда относятся последние "Трансформеры" и всякие зрелищные боевики, разбавленные подростковым юмором. Тот же "Аватар", фильмы Люка Бессона и многое другое я смотрю с превеликим удовольствием. Люблю подумать в процессе просмотра, и люблю качественный юмор (можно черный). Только с Марвелом отношения напряженные, но тут молчу, а то налетите же :)

Еще частый вопрос - что считать артхаусом? Это одновременно и сложно, и просто. Если грубо - все, что не Марвел. Чуть тоньше - все, что не кассовое. Еще тоньше - да сложно тут. Тот же "Запрещенный прием" Зака Снайдера с натяжкой, но можно им считать, а вот "Интервью с вампиром" - нет. Хотя по типу поднимающихся вопросов второй фильм гораздо глубже. В общем, кинокритики и искусствоведы до сих пор еще не создали четких категорий, поэтому нам позволено крутить эти термины, как угодно, чем я и занимаюсь.


Артхаусные ленты чаще всего затрагивают проблемы, о которых не принято говорить в обществе и которые оттолкнут от себя широкие массы зрителя. Собственно, именно поэтому в авторских лентах - сплошное мракобесие инцест, насилие, каннибализм и прочая нечисть. Зачастую это не нужно воспринимать буквально. Абсолютно не нужно, ведь это не имеется в виду, режиссер/сценарист использует яркие образы, чтобы на их основе вы построили у себя в голове нужный ряд ассоциаций, способный привести к нужным выводам и картинкам. Это - высшая степень синестезии, как если бы вам для того, чтобы взглянуть на картину, нужно было поочередно вдохнуть несколько запахов или ощутить несколько разных вкусов.

Создавать такие ленты - искусство искусств, ведь нужно хорошо разбираться в понятии человеческого мышления и понимать, на какие "кнопки" нажать. Поэтому он и странный, этот зверь-артхаус. 

Почему я смотрю авторское кино, помимо страха поглупеть? Расскажу, ведь я, помимо филологии головного мозга, еще и студент отделения масс-медиа и коммуникации.

Во-первых, теория компенсации (иногда ее называют теорией катарсиса). В народе - "больше драмы богу драмы". Мы не можем пережить в этой жизни ВСЕ. Как маленькие дети, которые хотят стать ковбоями и поэтому смотрят "Индиану Джонса". Это работает и в физическую/материальную, и в эмоциональную сферу. "Однажды утром я проснулась и ощутила потребность пережить развод" - из той оперы. Чем человек эмоциональнее, тем "интересней" его выбор. Один человек для фильма из разряда "отцы и дети" выберет Чумовую пятницу, а другой - Клык, и оба они получат то, в чем нуждались, ту самую "дозу", только один, как говорится, в красной таблетке, а другой в синей.

Во-вторых, как я уже говорила, авторское кино часто повествует о редких явлениях. Человек - существо социальное, ему до дрожи в коленках нужно себя с чем-то или с кем-то идентифицировать (поэтому и читаем мы о тех, кто нам близок). И случись так, что тема, так или иначе близкая конкретному лицу, не затронута в кассовых фильмах, это самое лицо будет искать ее в других пластах.

В третьих, социальный уровень сравнения. Ничего с меня не возьмешь, когда в жизни наступает очередной коллапс...дец, то вместо того, чтобы отвлечься комедией, я выберу ленту, где мрак похлеще известной работы Малевича. Называется, если им так хреново, значит у меня все еще хорошо.

Подводя итоги, можно сказать, что кесарю кесарево. Незнание того, кто такой Ксавье Долан или Паоло Пазолини, не делает человека глупее или хуже. Вкус - понятие еще более эфемерное, чем искусство. Я вот Стивена Кинга не люблю, а Карла-Жориса Гюисманса боготворю, и что?

И даже если кто-то вообще не любит напрягаться перед экраном, говоря, что у него/нее жизнь и без того напряженная, не стоит вешать ярлыки. Не всем страдать, как это делает один филолог (совершенно не по-вертеровски, вам показалось!). Кому-то еще нужно и мир держать.

А вы - страдалец или держатель?

Комментариев нет:

Отправить комментарий