среда, 23 октября 2019 г.

Подготовка к "Джокеру". "Иррациональный человек" Вуди Аллена и "Таксист" Мартина Скорсезе

Если перефразировать капитана Джека Воробья, то у меня нет для вас обзора на "Джокера". У меня есть нечто получше - обзоры на то, что вполне может являться рисунком для будущего "Джокера".

Давайте, приглаживайте свои зеленые волосы, вешайте фиолетовые пиджаки на вешалки и проходите. Для дам в углу ящичек, удобно биты складывать.
Так как в "Джокере" главную роль сыграл Хоакин "ты умрешь от вида моего шрама" Феникс, я начну с фильма Вуди Аллена "Иррациональный человек", где - спойлер - он и сыграл этого самого иррационала.

Фильм - Достоевский на минималках. Можно, конечно, этим и ограничиться, но Вуди Аллена я нежно люблю и вопреки всем тем людям, которые считают его поверхностным стариком-эксцентриком, считаю, что смешная грусть еще печальней, чем откровенная поэтичная.

Но давайте по порядку. Фильм рассказывает нам о профессоре философии, который - вот внезапность - разочаровался в жизни и которому принадлежит великолепная фраза:
Философия - это ментальная мастурбация.
Честно, запомню и буду друзей-философов троллить.

Ну и вот как бы, похихикали. А дальше наша улыбка становится неуместной, как и сам герой. Он достиг такого дна в предыстории, что в разгар вечеринки, когда подвыпившие студенты достали револьвер, решает наглядно показать, что значит русская рулетка. И может быть, он эксцентрик, может быть, это напоказ, но стоит задаться вопросом - а ЧТО ИМЕННО напоказ? А напоказ здесь выставляется глубина отчаяния и разочарования в том, что ... целых два раза - и снова не получилось.
Я забывал, зачем живу. А потом вспоминал - и ужасался. Когда не на что отвлекаться, это пугает.
Он успешен, материальных забот у него нет, в личной жизни - адюльтер с коллегой и восторженная студентка маячит на фоне (тут мой фетиш на преподавателей задергал носом и подобрался аки кот перед прыжком на подоконник). Но, как гласит одна из заповедей жизни, которую я тут продвигаю - это еще ничего не значит.

Он пытается выйти из своей зоны некомфорта. Как? Иррационально. Обедая с той самой восторженно студенткой в кафе, он подслушивает разговор некой женщины о судье, который испортил ей жизнь. И решает... нет, не открыть парикмахерскую и отправить судью на пирожки, а просто убить его по-тихому. Взять, так скажем, бразды правления в свои руки. Сделать мир лучше. Такой Бэтмен Раскольников вышел. Убить-то убил, муки совести его не мучали, а что произошло - смотрите сами. Скажу только - этот фильм совершенно не то, чего от него ждешь. Он удивляет, а Хоакин Феникс как уже тогда знал, кого ему придется играть. Да что там, он как будто со времен роли в "Гладиаторе" готовился. Уж больно ему удаются роли людей с пустым взглядом. Однозначный мой фаворит, жаль только, в возрасте. Хотя, учитывая фетиш вашего покорного автор... :)

Мой вердикт - семь патронов из десяти (да, я знаю, что в барабане шесть, забудем о математике, тут филолог вещает). Как-то быстро позабыли мы о философии, об императиве Канта и вспомнили о Достоевском. Которого не зря так любят, но об этом в другой раз.

А мы плавно переходим ко второй ступени нашей подготовки к "Джокеру":
Да, тут у нас Роберт де Ниро, которого я привыкла видеть в роли импозантных дедуль, а тут он молод и горяч. Настолько горяч, что сжигает город к чертям.

Есть молодой человек, у которого есть диагноз. Ну или должен быть. Ваш покорный автор уже долгое время плавает в околопсихологических водах, поэтому так навскидку - тут либо аутизм, либо ОКР. Либо прекрасный коктейль из обоих, смешать и не взбалтывать. Страдает бессонницей, поэтому работает ночным таксистом в Нью-Йорке. Собственно, видит он весь мрачные пейзажи как сверху, так и снизу, а после смены счищает сперму с сидения рабочего автомобиля. Спрашивается, что может пойти не так.

Он зацикливается (заметьте, не влюбляется, а именно зацикливается) на одной девушке, ведет ее в порнокинотеатр, но почему-то она убегает. После он зацикливается на 12летней проститутке, которую решает во что бы то ни стало спасти из этого грязного города. Ну и начинается, собственно, вакханалия. "Я очищу этот город и мой гнев прольется огненной стеной дождя", - вот это все, да. Как бы, нам эту телегу еще немец Георг Бюхнер в своем "Войцеке" двигал, и Достоевский тоже, и Гоголь... в общем, тема "маленького человека" никогда не сдает своих позиций.

Но не сюжет сделал этому фильму славу, не имя режиссера и не игра Роберта де Ниро, к которой грех придираться. Фильм очень качественно снят, операторская работа, постановка кадра, угол и ракурс камеры - все это на высоте. Сохраняется баланс меж медленным повествовательным движением камеры и резким, почти эпилептическим переходом, съемка очень "чистая" - ни шероховатостей, ничего, обо что запнется глаз.

Говорят, режиссер "Джокера" взял оттуда многое. Я, еще не смотря фильма, скажу только, что взять - это полбеды. Если умело интегрировать и, простите мой филологический, постмодернистски переиграть, то почему и нет. Опять же, киноцитаты никто не отменял, тот же фильм Бертолуччи "Мечтатели" из них состоит. Посмотрим. Выносить суждение о фильме, которого не видел, это как писать бакалаврскую по книге, которую не читал. У некоторых выходит, но я считаю моветоном и за такое не возьмусь.

А пока что мой вердикт "Таксисту" - девять родинок де Ниро из десяти. Если бы дожать в конце и удлинить хронометраж с проституткой, было бы супер.

Пожелайте же вашему покорному автора дойти до "Джокера", а то как не модернизм, так метеоризм :)







Комментариев нет:

Отправить комментарий